Судебно-психиатрическая экспертиза лиц страдающих алкоголизмом
Криминогенное значение алкоголизма обусловлено как увеличением в последнее время количества лиц, злоупотребляющих алкоголем, так и частотой совершаемых ими правонарушений. Среди лиц, поступающих на судебно-психиатрическую экспертизу, почти 1/4 (23,4%) составляют больные алкоголизмом (Г. В. Морозов, 1983).
Лица, страдающие алкоголизмом, совершающие противоправные действия, относятся к группе повышенного риска - чаще правонарушения осуществляются в состоянии алкогольного опьянения.
Судебно-психиатрическая оценка лиц, страдающих алкоголизмом, как правило, не представляет значительных трудностей. Учитывая наличие у них ряда психических расстройств при этом заболевании и в то же время деградацию личности, отсутствие грубых изменений восприятия, мышления, сознания, двигательно-волевой сферы, критики, они не лишены способности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, поэтому, как правило, признаются вменяемыми.
При экспертизе лица, совершившего правонарушение в состоянии простого алкогольного опьянения, учитывают все особенности клинической картины опьянения, для чего существенны следственные данные, а также анамнестические и клинические данные, полученные при судебно-психиатрической экспертизе, которые могут или подтвердить диагноз этого состояния, или его исключить, что особенно важно в случаях дорожно-транспортных правонарушений.
В соответствии со ст. 23 УК РФ «лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванного употреблением алкоголя... подлежит уголовной ответственности». Такое определение уголовной ответственности исключает простое алкогольное опьянение из тех состояний, которые относятся к психическим расстройствам, предусматривающим невменяемость.
При проведении судебно-психиатрической экспертизы лиц в состоянии опьянения должны учитываться данные тщательного опроса свидетелей о поведении испытуемого во все периоды (до, во время и после) правонарушения.
Больной алкоголизмом признается невменяемым при одновременном наличии двух критериев: медицинского (биологического) и юридического (психологического). Первый критерий предполагает наличие у лица болезненного состояния психики. В ст. 21 УК РФ названы четыре вида такого состояния:
хроническое психическое расстройство;
временное психическое расстройство;
слабоумие;
иное болезненное состояние психики.
Для установления медицинского критерия достаточно одного из упомянутых видов психического расстройства.
Юридический (психологический) критерий невменяемости означает, что вследствие болезненного состояния психики субъект «не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» (ст. 21 УК РФ).
Состояние невменяемости закон связывает с фактом совершения общественно опасного деяния. Никто не может быть признан «невменяемым вообще» вне связи с конкретным деянием. Во-первых, течение хронических психических расстройств допускает возможность улучшения состояния (ремиссии). Во-вторых, при некоторых видах психических расстройств лицо может сознавать фактическую сторону и общественно опасный характер одних своих действий (например, причинение вреда здоровью, убийство) и не осознавать общественной опасности других действий, затрагивающих более сложные общественные отношения (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, и проч.). При некоторых психических заболеваниях лицо в определенных пределах может критически относиться к своим действиям, но не в состоянии руководить ими. Поэтому психологическим критерием невменяемости служат как неспособность лица осознавать значение своих действий (интеллектуальный критерий), так и невозможность руководить ими (волевой критерий).
Из положений ст. 22 УК РФ следует:
закон не признает промежуточного состояния между вменяемостью и невменяемостью;
признанное вменяемым лицо, которое во время совершения преступления не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности;
наличие у виновного психических аномалий, не исключающих вменяемости (психопатия, неврастения и проч.), учитывается судом при назначении наказания;
психическое расстройство, не исключающее вменяемости, может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 97-104 УК РФ).
Для патологического опьянения с параноидным (бредовым) или галлюцинаторно-бредовым синдромом характерно возникновение бреда, стереотипного двигательного и речевого возбуждения на фоне сумеречного помрачения сознания.
Отличием патологического опьянения является неспособность лица в этом состоянии к контакту с окружающими, к совместным действиям. Поступки его не вытекают из окружающей обстановки, но в то же время нередко представляют внешне упорядоченные действия.
При судебно-психиатрической экспертизе важно получить данные о событиях, которые испытуемый помнит, и сопоставить, в какой степени они совпадают с действительностью. Лица, задержанные в патологическом опьянении после правонарушения, в отличие от лиц в простом алкогольном опьянении не проявляют агрессии, возбуждения, а пассивно подчиняются задержавшим. Экспертиза лиц, совершивших правонарушение в состоянии опьянения, самая частая и в то же время самая сложная процедура, так как от решения вопроса, в каком состоянии опьянения совершено правонарушение, зависит определение судом вменяемости.
Как отмечалось, согласно ст. 21 УК РФ, лицо, совершившее преступное деяние в период патологического опьянения (острого психоза), признается невменяемым и не подлежит уголовной ответственности.
При признании лица невменяемым суд выносит определение о прекращении уголовного дела и одновременно назначает принудительную меру медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра или принудительное лечение в психиатрическом стационаре.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра как мера принудительного медицинского характера назначается, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Психическое состояние лица должно быть изложено в заключении судебно-психиатрической экспертизы и оценено судом.
Основанием назначения типа принудительного лечения являются данные о степени социальной опасности больного: повторность правонарушений, длительность течения алкоголизма, тенденция к рецидивирующему или хроническому течению психоза, наличие в клинической картине последнего стойкого бреда ревности, преследования, отравления, неэффективность противоалкогольного лечения в прошлом, выраженность изменений личности.
Для всех больных алкоголизмом, признанных невменяемыми, целесообразна рекомендация стационарного типа принудительного лечения. Основанием для отмены принудительного лечения является исчезновение социальной опасности больного и достижение планируемого терапевтического эффекта, т. е. полное купирование продуктивной психопатологической симптоматики, смягчение интеллектуально-мнестического и эмоционально-волевого дефекта, дезактуализация патологического влечения к алкоголю, выработка установки на трезвость, реальная возможность реадаптации к окружающей среде.