Правовой статус региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов
Вся территория России поделена на таможенные округа, в которых осуществляют свою деятельность региональные таможенные управления, участвующие во внешнеэкономической деятельности регионов или объектов Федерации. К территориальным федеральным таможенным органам относятся региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов России и руководят таможенным делом на территории подведомственного региона под непосредственным руководством ФТС РФ. Создание такого промежуточного звена объясняется географическими масштабами России: руководить таможнями и таможенными постами из центра весьма затруднительно.
В связи с созданием на территории России федеральных округов, система региональных таможенных управлений подверглась трансформации посредством сокращения их числа с пятнадцати до семи. К ним относятся: Дальневосточное (в Хабаровске), Приволжское (в Нижнем Новгороде), Северо-Западное (в Санкт-Петербурге); Сибирское (в Новосибирске), Уральское (в Екатеринбурге), Центральное (н Москве), Южное (в Ростове-на-Дону).
Опыт становления Российского государства показал глубокую взаимосвязь федеративных и таможенных отношений субъектов Федерации между собой и с федеральным центром. Значение региональных управлений в этих отношениях трудно переоценить.
Исходя из выполняемых задач управления, претворяют в жизнь правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации, обобщают и анализируют практику этого процесса, делают обзор и анализируют складывающуюся в подведомственном регионе обстановку в интересах обеспечений единства таможенной территории России, участвуют в устранении угроз экономической безопасности страны, организуют, координируют контролируют применение нижестоящими таможенными органам средств таможенного регулирования экономической деятельности, задают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу.
Таможни и таможенные посты выполняют функции непосредственного таможенного контроля, производства таможенного оформления, предотвращения контрабанды, а также функции сбора и анализа; статистической информации.
Таможня по своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством. Несмотря на сложности; исторического развития различных государств, таможня была и остается важнейшим институтом государственности. История многократно подтвердила особое место, роль и заслуги таможни в осуществлении протекционизма, в пополнении государственной казны, регулирование внешнеэкономических связей, в защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой.
С точки зрения местонахождения таможни подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни проверяют наличие и правильность заполнения документов, предъявляемых в таможенных целях; внутренние - проводят таможенный и личный досмотр, проверяют документы, ревизуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий - субъектов ВЭД. Ранее таможенный контроль проводился только в местах пересечения границы. В связи с ростом числа участников экспортно-импортных операций возникла необходимость перенести основной объем работы по таможенному оформлению и контролю в глубь страны.
Таможенные посты, как правило, несамостоятельны, не являются юридическими лицами, действуют под непосредственным руководством таможни или РТУ.
Таможенный орган - представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.
Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, уполномоченным в области таможенного дела в России, в настоящее время - является Федеральная таможенная служба Российской Федерации