Понятие и признаки банкротства
Под несостоятельностью (банкротством) в новом Федеральном законе понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, то есть неплатежеспособность.
Юридическое лицо (организация) считается неспособной удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены ею в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (ст.З Закона).
Основания для признания кредитной организации банкротом определяются федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов подснежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения (ст.2 Закона).
Для признания банкротами стратегических организаций и субъектов естественной монополии необходима их суммарная задолженность в 500000 рублей, непогашенная в течение шести месяцев.
Что касается должника-гражданина, то для признания его банкротом необходимо также, чтобы сумма задолженности по его обязательствам превысила стоимость принадлежащего ему имущества.
Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота, не оплативший товары, работы, услуги, а также не уплативший налоги и иные обязательные платежи в течение длительного (более трех или более шести месяцев) срока, не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых и иных уполномоченных государственных органов. При определении критериев банкротства в силу статьи 4 Закона принимаются во внимание денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются: размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, надлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия; размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежей, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательств, а также имущественные и (или) финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, в том числе обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
При этом размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Таким образом, существовавшие ранее правила признания установленной задолженности по решениям судов, в том числе и судов общей юрисдикции, а также по согласованным актам сверки задолженности и т.п. теперь не действуют. По новому Закону о банкротстве юридическое лицо, задолжавшее своему работнику соответствующую сумму по заработной плате, по другим основаниям, вытекающим из трудовых отношений, например, не может быть признано банкротом по заявлению кредитора-работника.
В случае, если должник оспаривает требования кредиторов, размер денежных обязательств или обязательных платежей определяется арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Для определения объема каждого из требований берется их размер на момент подачи заявления о банкротстве должника в арбитражный суд.
Но такой практически одномерный подход к определению признаков банкротства создал такую ситуацию, которая позволяет подвести под идеологию банкротства любое предприятие, неспособное в течение трех1 месяцев ликвидировать дебиторскую задолженность на сумму свыше 100000 рублей. Законодатель и в новом законе не обеспечил не только механизма самозащиты от всевозможных злоупотреблений, но и позволил возбуждать дела о банкротстве в арбитражном суде по инициативе самого государства - часто основного виновника образования задолженности у предприятий-производителей продукции по государственному заказу.
В новом законе не нашлось места предложению о восстановлении применявшегося ранее (Закон о банкротстве 1992г.) критерия отрицательного соотношения общей суммы кредиторской задолженности и стоимости имущества должника. Вместо установленной судом неспособности должника погасить требования кредиторов и уплатить обязательные платежи - критерий неплатежеспособности - предлагалось ввести критерий неоплатности, когда должник может быть признан банкротом только в том случае, если общая сумма его кредиторской задолженности превысит стоимость его имущества.
Однако одна новация в законе появилась. Вторым критерием банкротства установлено превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.
Согласно закону правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом наделяются должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Новеллой Закона 1998 года, воспринятой и Законом 2002 года, является норма, устанавливающая случаи, когда руководитель организации - должника или гражданин-предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением, а именно: когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в суд с заявлением должника; когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника и в некоторых других случаях.
За невыполнение указанной обязанности руководитель организации-должника будет привлекаться к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами (ст.8,9 Закона).
В случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления, ликвидационной комиссии, гражданином должником положений закона о банкротстве указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате нарушения.
При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков, то есть неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды, вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к такому должнику могут быть применены и иные процедуры: досудебная санация, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение. В отношении должника - кредитной организации применяются наблюдение и конкурсное производство. В отношении должника - гражданина могут применяться либо конкурсное производство, либо мировое соглашение.
Профессор В.В.Витрянский, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации высказался о ж, что «последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом». Однако эти предположения не подкрепляются практикой арбитражных судов, проверяющих правильность решений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, то есть арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Так, при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) одного из сахарных заводов Арбитражный суд Воронежской области решил вводить не внешнее управление, как рекомендовал совет кредиторов, а процедуру конкурсного производства. Свое решение суд обосновал тем, что по финансово-экспертному заключению агентства по Воронежской области ЦМТО ФСФО РФ (федеральная служба по финансовому оздоровлению) на восстановление платежеспособности должника требовалось 208,6 месяца. Кассационной инстанцией решение первой апелляционной инстанций арбитражного суда о введении конкурсного производства были отменены и введено внешнее управление. Долги должника снова стали увеличиваться. Кстати, при разрешении важнейших вопросов банкротного судопроизводства последнее слово практически никогда не бывает за арбитражным судом: арбитражный суд лишь утверждает то, что решает комитет кредиторов: от установления вознаграждения арбитражного управляющего до продления сроков той или иной процедуры даже за рамками, установленными законом. Положение арбитражного суда несколько изменилось лишь в Законе 2002 года.
Подобные нововведения, думается, позволят избежать таких случаев, каковой имел место в практике Арбитражного суда Воронежской области. По результатам проведения банкротства Воронежского Дома моделей проводилась процедура конкурсного производства. Не такой уж и крупный должник, не было никаких проблем с отысканием имущества, реализацией имеющегося, но конкурсное производство и в целом дело о банкротстве не завершалось после окончания всех предусмотренных законом сроков: оставалась нереализованной некоторая часть некондиционной фурнитуры (пуговицы, застежки, кнопки и т.п.). Но арбитражный управляющий не спешил с завершением дела до тех пор, пока не был строго предупрежден председателем арбитражного суда в официальной беседе о возможных последствиях недобросовестного исполнения обязанностей арбитражного управляющего. В чем причина столь откровенной проволочки? Материальный интерес. Арбитражному управляющему было назначено вознаграждение в размере более 10 тысяч рублей в месяц. И почему бы, ничего не делая, не получать их как можно дольше!? Интересы кредиторов при этом не ущемлялись: у предприятия было более чем достаточно ликвидного имущества и конкурсной массы было достаточно для погашения всех долгов.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника недостаточно наличия общих признаков банкротства. Закон требует учитывать еще состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Условия для возбуждения дела о банкротстве кредитных организаций определяются предусмотренными Законом основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.
Меры по предупреждению банкротства кредитной организации (финансовое оздоровление, назначение временной администрации, реорганизация кредитной организации) осуществляются в случаях, когда кредитная организация:
не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов
подснежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до
трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов.
Все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами.
По общему закону о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10000 рублей. Для стратегических организаций и естественных монополистов размер долга установлен в 500000 рублей. Правом на обращение в арбитражный суд с таким заявлением обладают должник, кредитор и уполномоченный орган.
Дело о банкротстве кредитной организации может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций. Правом на обращение в арбитражный суд с таким заявлением обладают: кредитная организация; должник; кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) договору банковского счета; Банк России; прокурор; налоговый или иной уполномоченный в соответствии с федеральным законом орган - по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные органы. При этом все названные лица, кроме Банка России, до обращения с заявлениями в арбитражный суд имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. В случае неполучения ответа Банка России в течение двух месяцев указанные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом.
В этом случае арбитражный суд до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить свое заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа об отзыве указанной лицензии. Банк обязан направить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок после получения предложения арбитражного суда.
Представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в указанный выше срок является основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве.
Если банк России сообщит о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, заявление о признании ее банкротом возвращается заявителю. Заявление о признании кредитной организации также возвращается заявителю, если арбитражный суд не получит в указанный срок заключение Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации. В этом случае лицо, направившее в Банк России заявление об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, вправе требовать в арбитражном суде возмещения Банком России убытков, причиненных непринятием Банком России решения об отзыве у кредитной организации лицензии.