Особенности банкротства ликвидируемого должника
Особенности законодательства о банкротстве применяются не только к субъектам хозяйственного оборота, способным к восстановлению нормальной хозяйственной деятельности, но и к тем из них, которые не имеют такой возможности, прекратили свою предпринимательскую деятельность или вообще отсутствуют по месту регистрации и подлежат ликвидации. К ликвидируемому должнику в целях скорейшего исключения его из хозяйственного оборота применяется упрощенная процедура банкротства.
В соответствии с п.1 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется в соответствии с законодательством о банкротстве в том случае, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Особенностям банкротства ликвидируемого должника в Законе о банкротстве посвящено три статьи (224-226) и они не претерпели серьезных изменений в сравнении с Законом 1998 года.
Процедура банкротства ликвидируемого должника применяется в случае, если стоимость имущества должника-юридическо-го лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. При обнаружении вышеуказанных обстоятельств ликвидационная комиссия обязана обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.224).
При обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов (п.1 ст.224 Закона о банкротстве) после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротом должно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем.
На практике имеют место случаи, когда указанные два разных порядка обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом не соблюдаются. Закон строго определяет, что банкротство ликвидируемого должника осуществляется только после принятия решения о ликвидации юридического лица. Поэтому заявление, поданное с нарушением указанных правил, арбитражным судом не принимается.
Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Новый Закон о банкротстве устанавливает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее наблюдение при банкротстве ликвидируемого должника не применяются. Это вполне правомерно, ибо, если принято решение о ликвидации юридического лица, то вряд ли целесообразно принудительно пытаться восстанавливать платежеспособность и вообще хозяйственную деятельность такого участника гражданского оборота.
Новый Закон также исключает возможность возложения обязанностей конкурсного управляющего на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Ужесточение названной нормы в отношении возложения обязанностей конкурсного управляющего на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии) вряд ли можно чем-то оправдать. Особенно если учесть особый, усложненный порядок назначения арбитражных управляющих в условиях нового Закона о банкротстве и недостаточное количество членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Если учесть, что в арбитражных судах еще не закончены производства по делам о банкротстве, возбужденным по предыдущим Законам о банкротстве, то можно представить перспективу производства дел о банкротстве вообще и особенно банкротства представителей среднего и малого бизнеса.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
Если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам.
Вместе с тем в случае, если недостаточность средств для погашения требований кредиторов обнаружена после принятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационной комиссии, а собственник имущества должника-унитар-ного предприятия или учредитель (участник) должника или его руководитель не обратились в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, они несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей должника. Факт уклонения указанных лиц от обращения в арбитражный суд должен устанавливать арбитражный суд по соответствующему заявлению кредиторов.
Следует обратить внимание еще на одну особенность упрощенной процедуры банкротства. Как уже было отмечено, упрощенная процедура банкротства применяется к ликвидируемому юридическому лицу, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. В таком случае ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Нарушение указанных требований является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
По упрощенной процедуре осуществляется процедура банкротства отсутствующего должника.
Закон о банкротстве под отсутствующим должником понимает гражданина-должника, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствующего в месте своего нахождения и-установить последнее не представляется возможным.
Под отсутствующим должником-юридическим лицом понимается организация, фактически прекратившая свою деятельность и руководитель которой отсутствует по месту жительства и установить местонахождение которого не представляется возможным.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Уполномоченный орган может подать заявление о банкротстве отсутствующего должника только при наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства. Порядок и условия финансирования процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, определяются Правительством Российской Федерации.
Приведенные нормы являются новеллой Закона о банкротстве 2002 года и должны способствовать осуществлению процедур банкротства отсутствующих должников, так как раньше арбитражные управляющие по таким делам вознаграждения не получали и добровольно функции на себя принимали неохотно.
Арбитражный суд в течение месяца, а не двух недель, как было ранее, с даты принятия к производству заявления о признании отсутствующего должника банкротом принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Новый Закон о банкротстве прямо предусматривает, что наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются. В прежнем Законе о банкротстве такой нормы не было, хотя указанные процедуры и не применялись к отсутствующим должникам в силу содержания соответствующих норм.
Конкурсный управляющий письменно уведомляет о банкротстве отсутствующего должника всех известных ему кредиторов. Последние в месячный срок со дня получения уведомления могут предъявить свои требования конкурсному управляющему, а не арбитражному суду.
В случае обнаружения в ходе конкурсного производства имущества отсутствующего должника арбитражный суд может по ходатайству арбитражного управляющего вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства.
Закон о банкротстве 2002 года ввел еще одну новеллу в части банкротства отсутствующих должников: дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке очередности, предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве. При этом покрытие судебных расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему осуществляется вне очереди. Следует иметь в виду, что положения, касающиеся упрошенной процедуры банкротства отсутствующего должника, применяются также в тех случаях, когда имущество должника-юриди-ческого лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних двенадцати месяцев не проводились операции по счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.