Конспект лекций по предмету "Правоохранительные органы"


Структурные подразделения МВД России

Структурные подразделения МВД России
Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Poccийской Федерации является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий организационное и методическое руководство деятельностью следственных подразделений системы внутренних дел, осуществляющим процессуальный и ведомственный контроль за расследованием уголовных дел.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляв в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности, а также на основе взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
В соответствии с Положением об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» в редакции от 21 мая 2003 г., структура подразделений, возглавляемых Следственным комитетом, включает:
- следственные управления Следственного комитета по федеральным округам;
- главные следственные управления (управление) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации;
-следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел районов, городов, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;
-следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Следственный комитет возглавляет заместитель министра-начальник Следственного комитета, назначаемый на должность Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Начальников главных следственных управлений органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководителей следственных подразделений на транспорте и на особо важных и режимных объектах назначает на должность министр внутренних дел. По должностному положению они являются заместителями руководителей соответствующих подразделений органов внутренних дел.
Личный состав органов предварительного следствия включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания, государственных служащих и работников.
В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ, структуры следственных подразделений строятся применительно к направлениям их деятельности и включают зональный контроль, методическое обеспечение предварительного следствия, следственную часть.
Основными задачами Следственного комитета являются обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, организационно-методическое руководство расследованием преступлений, подследственных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с возложенными задачами Следственный комитет и его подразделения осуществляют следующие основные функции:
- анализируют следственную практику и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков расследования;
- изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт и современные методики расследования преступлений;
- организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность и дознание;
- изучают правоприменительную практику и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства:
- обеспечивают подбор, расстановку и воспитание следственны кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;
- организуют рассмотрение и разрешение писем, жалоб и заявлений граждан, связанных с производством предварительного следствия.
Внутренние войска входят в систему Министерства внутренних де Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Правовой основой деятельности внутренних войск являются Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 22 августа 2004 г.) детально определил; назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия внутренних войск, порядок выполнения ими возложенных задач и устанавливает гарантии правовой и социальной защищенности военнослужащих внутренних войск.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципа законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия, централизации управления.
На внутренние войска возлагаются следующие задачи: -участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
- оказание содействия пограничным войскам в охране государственной границы Российской Федерации;
- участие в территориальной обороне Российской Федерации. Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска Федеральным законом.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
- органами управления внутренними войсками;
- соединениями и воинскими частями оперативного назначения, включая авиационные и морские части;
- специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
- соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и грузов;
- разведывательными и воинскими частями специального назначения;
- учреждениями, (медицинскими, образовательными, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск.
Общее руководство внутренними войсками осуществляет Президент Российской Федерации, который утверждает их состав, численность и структуру; принимает решение о дислокации и передислокации внутренних войск; утверждает положение о Главном командовании внутренних войск и Устав внутренних войск МВД России, назначает на должность главнокомандующего внутренними войсками, присваивает высшие военные звания, а также осуществляет иные полномочия в сфере деятельности внутренних войск.
Правительство РФ: осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности внутренних войск; утверждает перечень видов оружия, боевой и специальной техники, состоящих на их вооружении; утверждает перечень важных государственных объектов и специальных грузов, подлежащих охране; обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих внутренних войск и гражданского персонала.
Министр внутренних дел осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел, утвержденным Президентом РФ. Главнокомандующий внутренними войсками является одновременно заместителем министра внутренних дел и осуществляет управление внутренними войсками.
Главное командование внутренних войск - структурное подразделение Министерства внутренних дел. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 ноября 2003 г., которым утверждено Положение о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, в его состав входят командование внутренних войск, главный штаб, управления, отделы, службы и иные подразделения.
Задачами Главного командования являются: организация служебно-боевой деятельности внутренних войск, их комплектование; реализация планов строительства и развития, совершенствование организационно-штатной структуры и некоторые другие.
Основной военно-административной единицей являются оперативно-территориальные объединения внутренних войск (округа, региональные командования и управления). Командующий войсками является прямым начальником для всего личного состава соединений и воинских частей, входящих в его состав. Организация и порядок деятельности оперативно-территориальных объединений округа внутренних войск определяются положением, утверждаемым министром внутренних дел,
В главном командовании внутренних войск и в оперативно-территориальных объединениях создаются военные советы - постоянно действующие совещательные органы, положение о которых утверждает Президент РФ.
Соединения и воинские части действуют на основании общего положения, утверждаемого министром внутренних дел. Общее положение о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Росийской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. № 884, определило назначение, основные задачи и функции соединений и воинских частей внутренних войск, а также обязанности командира по организации и обеспечению их деятельности.
Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступлений и иных противоправных посягательств независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, уничижающему человеческое достоинство. Всякое ограничение прав и свобод человека и гражданина военнослужащими внутренних войск при исполнении ими служебных обязанностей допустимо лишь на основании и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Военнослужащим внутренних войск при несении службы предоставляются следующие права:
- пресекать преступления и административные правонарушения, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
- проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
- составлять протоколы об административных правонарушениях v передавать задержанных в милицию;
- принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;
- производить досмотр транспортных и плавучих средств (судов), нарушающих установленные правила;
- задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях до передачи в милицию лиц, посягающих на охраняемые внутренними войсками объекты, специальные грузы, сооружения, склады, военные базы;
- носить гражданскую одежду, а также форму одежды иных органов, учреждений и организаций в порядке, определяемом Уставом внутренних войск.
При несении боевой службы по обеспечению режима чрезвычайного положения военнослужащим внутренних войск предоставляются дополнительные права: производить личный досмотр граждан, их вещей, жилых и нежилых помещений, временно ограничивать или запрещать движение автотранспорта, задерживать нарушителей комендантского часа и некоторые другие.
Военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, оружие и специальную технику в случаях и в порядке, предусмотренных законом, в том числе для отражения нападения, пресечения сопротивления, задержания нарушителей, освобождения заложников, подавления сопротивления вооруженных лиц и в ряде других случаев. При применении физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники военнослужащий внутренних войск обязан предупредить о их применении, обеспечить оказание доврачебной помощи и доложить своему непосредственному командиру о каждом таком случае.
Контроль за деятельностью внутренних войск осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации. Прокурорский надзор за исполнением законов осуществляет Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Федеральная миграционная служба как организационно обособленная структура была сформирована в 1993 г. постановлением Совета Министров- Правительства от 1 марта 1993 г. «Об утверждении Положения о федеральной миграционной службе в Российской Федерации». В 2000 г. ее деятельность была прекращена, а функции переданы в Министерство по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации (далее Миннац), в соответствии с Положением об этом министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г.
Среди других полномочий функции Миннаца России включали:
- координацию деятельности органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов в сфере миграции населения;
- обобщение практики применения законодательства о защите прав
мигрантов;
- прием и временное размещение лиц, ходатайствующих о признании
их беженцами;
- осуществление мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции;
- участие в обеспечении применения мер по предоставлению политического или временного убежища;
- обеспечение иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и некоторые другие.
Структура Миннаца кроме центрального аппарата включала территориальные органы в субъектах Федерации и входящие в них посты иммиграционного контроля.
Как показала практика, в деятельности Миннаца среди других сложных задач (проблемы национальной политики, положение малочисленны: народов, взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами) вопросы миграционной службы занимали далеко не главное место. Вместе с тем именно эти вопросы приобрели значительную актуальность. Возрастающая неконтролируемая миграция заметно вредила экономическим интересам государства и самым негативным образом сказывалась на ухудшение криминогенной ситуации.
В этих условиях было принято решение о передаче функций миграционной службы Министерству внутренних дел, с учетом того, что сотрудники МВД России вели борьбу с преступностью в сфере мигрантов и обязанности по обеспечению паспортного и визового контроля.
В целях совершенствования государственного управления в области миграционной политики Указом Президента РФ от 23 февраля 2002 функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе были возложены на Министерство внутренних дел РФ.
В структуре МВД была создана Федеральная миграционная служб; местные подразделения Миннаца переданы органам внутренних дел субьектов Российской Федерации. Таким образом, после проведения соответствующих преобразований система Федеральной службы МВД включает следующие звенья:
- Федеральная миграционная служба МВД, возглавляемая заместителем министра внутренних дел (280 оперативных сотрудников);
- подразделения по делам миграции органов внутренних дел субьектов Российской Федерации, включающие и посты миграционного контроля (2935 оперативных сотрудников);
- представительства МВД по делам миграции за рубежом (в республиках Армении, Таджикистана, Туркменистана, в Киргизской и Латвийской республиках) - 17 сотрудников.
Дальнейшее совершенствование государственного управления в сфере миграционной политики связано с проведением административной реформы. Указом Президента РФ от 9 мая 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана подведомственная Министерству внутренних дел Российской Федерации Федеральная миграционная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции и функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной миграционной службы» в редакции от 6 октября 2004 г. утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, установлены основные параметры ее структуры, определена предельная численность сотрудников центрального аппарата и территориальных органов.
В соответствии с Положением основными задачами Федеральной миграционной службы (ФМС России) являются:
- производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина России;
- осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства и соблюдение правил регистрации гражданами и должностными лицами;
- оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда и временного проживания, осуществление контроля за соблюдением ими правил проживания и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;
- исполнение законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;
- осуществление контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции и трудоустройство граждан в России и за рубежом.
Выполняя поставленные задачи, ФМС России осуществляет следующие полномочия:
- в сфере предоставления гражданства: принимает от лиц, проживающих в Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства; направляет Президенту РФ материалы, документы и заключения в обоснование заявления о гражданстве; оформляет гражданство или отмену решения о гражданстве;
- по вопросам визовой и регистрационной работы: осуществляет выдачу и замену гражданам России документов, удостоверяющих их личность; контролирует соблюдение правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан; ведет учет выданных паспортов; оформляет и выдает паспорта и иные документы гражданам РФ на выезд и въезд в страну;
- в части иммиграционного контроля: организует в установленном порядке выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в России; выдачу упомянутым лицам вида на жительство; учет, регистрацию, прием и их временное размещение; рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища; осуществляет реализацию мер по пресечению незаконной миграции; принимает в соответствии с законодательством РФ решение о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства и осуществляет их административное выдворение за пределы Российской Федерации;
- по вопросам внешней трудовой миграции: принимает участие в подготовке предложений по установлению квот на выдачу приглашений на въезд трудовых мигрантов; контролирует соблюдение правил по приему работодателями иностранных работников и использованию их труда;
- в сфере международного сотрудничества: участвует в осуществлении государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, а также в разработке программ международного сотрудничества; взаимодействует в установленном порядке с органами власти иностранных государств и международными организациями по проблемам миграции.
ФМС России осуществляет и иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены законодательными актами или актами Президента и Правительства Российской Федерации.
В соответствии с упомянутым Указом Президента РФ утверждена штатная численность Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов в количестве 18 090 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел - 12 289, федеральных государственных служащих-3104, работников -2697.
Федеральную миграционную службу возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом по представлению Правительства РФ. Директор имеет 6 заместителей, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом по представлению Правительства РФ.
Директор Федеральной миграционной службы пользуется правами, предоставленными заместителю министра внутренних дел, в части, касающейся применения Положения о службе в органах внутренних дел в отношении подчиненных ему лиц начальствующего состава указанных органов.
Директор Федеральной миграционной службы:
- вносит на рассмотрение министра внутренних дел:
- проект Положения о федеральной миграционной службе;
- предложения о назначении на должности и освобождении от должности заместителей директора и руководителей территориальных органов миграционной службы;
- ежегодный план и доклад о результатах деятельности Службы;
- предложения о составе коллегии и порядке ее деятельности;
- самостоятельно рассматривает и решает вопросы, связанные с распределением обязанностей между заместителями, утверждает штатное расписание структуры центрального аппарата и территориальных органов Службы, назначает на должности сотрудников центрального аппарата, территориальных органов Службы, назначает на должности сотрудников центрального аппарата, территориальных органов, осуществляет ряд других полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура центрального аппарата Федеральной миграционной службы включает 11 управлений по основным направлениям ее деятельности, в том числе: по вопросам гражданства; организации визовой и регистрационной работы; иммиграционного контроля; внешней трудовой миграции; паспортной работы и регистрации учета населения; правового обеспечения; международного сотрудничества; управления кризисных ситуаций; организационно-аналитическое; информационных ресурсов; контроля и делопроизводства; финансово-экономического и ресурсного обеспечения.
В структуру аппарата включены три центра: паспортно-визовых информационных ресурсов; обращения граждан по паспортно-визовым вопросам и центр оформления приглашения иностранных граждан.
Организация территориальных органов Федеральной миграционной службы находится в стадии формирования. Основная идея состоит в использовании действующей структуры органов внутренних дел на местах. Так, в 53 субъектах Российской Федерации введены специальные должности заместителей начальников органов внутренних дел в субъектах Федерации, обеспечивающие правоприменительную практику в области миграции, которым напрямую подчинены подразделения федеральной миграционной службы и паспортно-визовых служб.
Создаются и более крупные структурные подразделения. Одним из первых, с учетом реальной обстановки в сфере миграции, создано окружное подразделение ФМС в Южном федеральном округе. В Москве, например, образован Департамент ФМС в количестве 1469 единиц, в том числе центральный аппарат - 349 единиц, районные отделы - 1120 единиц.
Укрепляется материальная база Федеральной миграционной службы. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2004 г. «О некоторых вопросах Федеральной миграционной службы» в ведение Федеральной миграционной службы переданы находящиеся на территории Российской Федерации 29 государственных организаций системы МВД России, в том числе: центры временного размещения вынужденных переселенцев; базы материально-технических ресурсов; пункты временного приема мигрантов; учебно-методический центр.
В соответствии с Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. представительства МВД России по делам миграции в Республике Армения, Киргизской Республике, Латвийской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане преобразованы в представительства Федеральной миграционной службы. В Федеральной миграционной службе образуются коллегия в составе директора (председателя коллегии), его заместителей, входящих в нее по должности, представителя руководства Министерства внутренних дел РФ, а также других лиц. Положение о коллегии утверждает директор ФМС.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.