Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», принятый 31 декабря 1996 г., закрепил, с учетом складывающейся практики, законодательное регулирование статуса конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации. Согласно принятому акту конституционные (уставные) суды являются судами субъектов Российской Федерации и входят в состав судебной системы Российской Федерации (ч. 2 ст. 4). Особенность их правового положения в том, что формирование и деятельность конституционных (уставных) судов регулируется на основе федеральных законов законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. устанавливается:
право суда при рассмотрении конкретного дела решать вопрос о соответствии акта государственного и иного органа, а равно должностного лица конституции (уставу) субъекта Российской Федерации (ст. 5);
общая характеристика компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 1 ст. 27);
распространение принципа единства статуса судей в Российской Федерации на судей конституционных (уставных) судов (ст. 12);
обязательность судебных постановлений конституционных (уставных) судов (ст. 6);
участие судей конституционных (уставных) судов в региональных органах судейского сообщества (ст. 29).
Законодательными актами субъектов Федерации в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом регулируются следующие вопросы деятельности конституционных (уставных) судов как органов судебной власти регионов:
порядок создания и упразднения деятельности конституционных (уставных) судов (ст. 17);
порядок назначения (избрания) судей, председателей и заместителей председателей конституционных (уставных) судов (ст. 13);
процедура рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции конституционных (уставных) судов (ч. 3 ст. 27);
финансирование конституционных (уставных) судов за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 27).
В соответствии с формулировкой нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. конституционные (уставные) суды «могут создаваться» (ч. 1 ст. 27), т.е. их формирование не является обязательным для субъектов Российской Федерации. Как правило, вопрос о создании конституционных (уставных) судов в регионах решается в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, далее принимается закон, регулирующий порядок их организации и деятельности, и, наконец, решается вопрос о реальном формировании и начале деятельности соответствующего суда.
Численный состав конституционных (уставных) судов, как правило, небольшой и варьируется в пределах 5-9 судей.
Мировые судьи. Вопрос о их воссоздании обсуждался в процессе проведения судебной реформы 1992-1994г.г. и был решен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года г. « О судебной системе Российской федерации». Устанавливалось, что мировые судьи входят в единую систему страны (ст. 4), являются судами субъектов
Российской Федерации, рассматривают гражданские, административные и уголовные дела (ст. 28), а непосредственной вышестоящей судебной инстанцией для них являются районные суды (ст. 21).
Принципиальные установки Федерального конституционного закона были развиты и детализированы в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. <-0 мировых судьях в Российской Федерации». Согласно этому Закону в редакции от 30 ноября 2004 г. мировые судьи в Российской Федерации являются судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и ".ходят в единую судебную систему России. Полномочия, порядок соз ...ния и деятельности мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, упомянутым Федеральным законом, иными федеральными конституционными и федеральными законами. С учетом их положения как судов субъектов Российской Федерации порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.
Во всех случаях вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов власти (федеральных, региональных и местного самоуправления), общественных объединений, должностных лиц, юридических лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Компетенция мировых судей включает их полномочия по рассмотрению уголовных, гражданских и административных дел, которые мировой судья единолично рассматривает в первой инстанции.
Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы (ст. 31 УПК РФ), за исключением некоторых преступлений (неосторожные убийства, развратные действия, незаконное предпринимательство и ряд других), отнесенных к подсудности федеральных судов.
. К делам, рассматриваемым мировым судьей, относятся, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, угроза убийством, заражение венерической болезнью (гл. 16 УК РФ), разглашение тайны усыновления (удочерения), злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (гл. 20 УК РФ) и другие. Гражданские дела: о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, независимо от цены иска; дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи искового заявления; дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.
Кроме того, мировой судья полномочен рассматривать дела о выдаче судебного приказа, т.е. постановления судьи, вынесенного по заявлению кредитора о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника. Судебный приказ выдается по бесспорным требованиям и имеет силу исполнительного документа (ст. 23 ГПК РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством их разрешение отнесено к компетенции мирового судьи.
Согласно Кодексу об административных правонарушениях мировыми судьями разрешаются все дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции суда, кроме дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также о правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, которые рассматриваются районными судами (ст. 231).
Кроме рассмотрения упомянутых дел по первой инстанции, мировой судья полномочен рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
Судебные участки-территория района или части района, на которой осуществляют свою деятельность мировые судьи.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации. Такой порядок связан тем, что финансирование мировых судей производится из федерального бюджета и одновременно с образованием судебных участков. Правительству Российской Федерации дается поручение о проведении соответствующих расходов в рамках средств, выделенных на содержание мировых судей.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации на основании принятых федеральных законов об общем количестве судебных участков и числе мировых судей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. С учетом нагрузки районных судов, криминогенной обстановки, кадровых возможностей и материального обустройства суда (подбор
Помещения, оплата работников аппарата) законом субъекта Российской Федерации выдеделяются количество участков в районе, их границы, наименование и решаются иные вопросы, отнесенные к компетенции субъекта Федерации.
Согласно упомянутому Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» в редакции от 27 мая 2003 г. на территории Российской Федерации создается около 7000 судебных участков.
Формирование мировых судов включает отбор кандидатов, процедуры назначения их на должность, решение вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности мировой юстиции.
Требования, предъявляемые к мировому судье, соответствуют общим подходам, относящимся к федеральным судьям Российской Федерации. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.
От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Мировые судьи не вправе быть депутатами представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Федерации, но не более чем пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимающее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избраниях) срок полномочий судьи устанавливается также законом субъекта Федерации, но не может быть менее пяти лет.
Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены и прекращены в порядке, который установлен Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные федеральным законодательством,
Финансирование расходов на заработную плату и социальные выплаты, предусмотренные федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Должностные оклады мировых судей устанавливаются в размере 60% (для мировых судей в городах федерального значения - 64%) от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти субъ-' екта Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штаты аппарата устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Федерации. Работники аппарата являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.