Статус судей и организация деятельности конституционного Суда Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. закрепил особое правовое положение Конституционного Суда, что нашло отражение и в регулировании порядка отбора кандидатов, процедуре их назначения на должность судей и гарантиях их независимости при исполнении возложенных полномочий.
Судьей Конституционного Суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий Признанной высокой квалификацией в области права.
Детально регламентирована и процедура назначения на судейскую должность. Предложения о кандидатах на должность судей Конституционного Суда могут вноситься Президентом Российской Федерации, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда.
Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда - 70 лет. Назначение на должность судьи Конституционного Суда на второй срок не допускается. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. содержит перечень занятий и действий, не совместимых с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительства, кроме законного представительства, в суде, в арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.
Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей
В пленарных заседаниях также принимаются послания Конституционного Суда, решается вопрос о выступлении с законодательной инициативой, формируется персональный состав палат, принимается Регламент Конституционного Суда, распределяются дела между палатами, принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.
В пленарных заседаниях избирается Председатель, его заместитель и судья-секретарь Конституционного Суда. Выборы проводятся в индивидуальном порядке, тайным голосованием, сроком на 3 года. По истечении этого срока они могут быть избраны на новый срок. Рассмотрение вопроса о досрочном освобождении этих лиц возможно по инициативе не менее пяти членов Конституционного Суда и производится большинством не менее двух третей от общего числа членов Конституционного Суда.
Председатель Конституционного Суда:
- руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует в заседаниях;
- вносит вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
- представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
- осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений и служб, а также штатное расписание аппарата.
Вопросы организации внутренней деятельности Конституционного Суда детализируются в Регламенте Конституционного Суда. Регламент устанавливает порядок определения персонального состава палат и распределения дел между ними, очередность рассмотрения дел, некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства, требования к работникам аппарата и некоторые другие вопросы.
Существенной стороной гарантий деятельности Конституционного Суда является обеспечение его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом отношениях. Финансирование Конституционного Суда производится за счет отдельной строки федерального бюджета и не может быть уменьшено по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. Имущество, необходимое Конституционному Суду, находится в его оперативном управлении. Какое бы то ни было ограничение установленных законом правовых, организационных, финансовых, материально-технических и других условий его деятельности не допускается.