Патриархальная теория происхождения государства. Эта теория также возникла в древности ее основателем был Аристотель III в. до н.э. однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена Фильмер Михайловский и др. Швырев В. C. К анализу категории теоретического и эмпирического в научном знании Вопросы философии 0000 0 Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи а власть монарха конструируется из власти отца над членами его семьи.
Так же как и теологическая теория патриархальная была направлена на обоснование неограниченности власти царя монарха но истоки этой власти видела уже не столько в ее божественном происхождении сколько в тех формах семьи где существовали неограниченная власть главы семьи патриарха. Зародилась эта теория в Греции обоснование получила первоначально в трудах Аристотеля но свое развитие нашла в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера Патриарх.
Фильмер сторонник неограниченной королевской власти пытался опираясь на Библию доказать что Адам который по его мнению получил власть от бога передал затем эту власть своему старшему сыну патриарху а тот уже своим потомкам королям. Сочинение Фильмера было самой экзотической работой выражавшей идеи патриархальной теории.
Уже современники Фильмера обратили внимание не несуразность многих ее положений. Например из теории Фильмера следовало что монархов должно было быть столько сколько было отцов семей или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно такого исторически никогда не было да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства а также других социальных институтов.
И современное состояние научных знаний о происхождении государства хотя и привязывает этот процесс к новому способу экономической трудовой деятельности в раннеклассовых обществах к организационно-управленческим функциям связанным с земледелием к городской цивилизации к возникновению частной собственности вместе в тем отнюдь не умаляет и первоначальной роли семьи. С одной стороны появление на финальных этапах неолитической революции больших семей общинников-земледельцев основного звена раннеклассового общества с другой династическое присвоение должностей в раннеклассовых первичных городах-государствах это вполне реальные научно установленные процессы которые по-новому позволяют взглянуть как на содержательные так и на ошибочные положения патриархальной теории.
Словом и эта теория также схватывала и отражала какие-то реальные сущностные стороны перехода человечества от социально-организованной жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе но и в этом основной недостаток этой теории преувеличивая их придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение.
А это уже было теоретически и исторически неверным. 0.0