Конспект лекций по предмету "Культурология"


Традиции и новации в культуре

Основу культурного наследия образуют традиции. Общество развивается не только под влиянием ныне живущих людей, но и под воздействием всего того наследия, которое оставили предшествующие поколения. К. Ясперс пишет: «Традиция делает нас людьми. То, чем человек обладает наследственно, практически нерушимо; традиция же может быть полностью утеряна. Она … составляет историческую субстанцию человеческого бытия». Именно в традиции происходит накопление и систематизация культурно-исторического опыта, укоренение принятых ценностей, норм поведения, образов мышления в имманентный мир и повседневную жизнь человека. Функционирование традиции есть существенное условие для сохранения исторической связи поколений и исторической памяти как свойства человеческой природы вообще.
Традиция (от лат. traditio – передача) – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых общностях в течение длительного времени. Наиболее действенные традиции носят религиозный характер. Обычно в обществе большинство людей рассматривают какой-либо институт в качестве традиции лишь тогда, когда признают его жизненную значимость в своей истории и убеждены в целесообразности его функционирования в будущем.
Существуют позитивные традиции – способствующие развитию общества, и негативные – препятствующие развитию общества. Выделяют 4 типа традиций: навык, обычай, норма, идеология. Навык – это умение выполнять целенаправленное действие, доведённое в результате сознательного многократного его повторения до автоматизма. Обычай – стереотипный способ поведения, который из поколения в поколение воспроизводится в общности и является для его членов привычным. Норма (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – это утвердившийся в обществе порядок, образец поведения, решения задач. Норма часто закрепляется в законодательстве и имеет юридический характер. Идеология – система правовых, политических, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаётся и оценивается отношение людей к действительности.
Благодаря традиции в обществе сохраняются связи между поколениями, формы отношений с окружающим миром, пути психологической защиты в критические периоды.
В ходе функционирования культуры многие социальные институты начинают восприниматься как традиционные или отождествляются с традиционализмом. Например, обращая внимание на приверженность к традициям в Португалии, Испании, исследователи, как правило, имеют в виду значительную роль церкви в этих государствах. Учёный Макс Радин (США), характеризуя такую ситуацию, пишет: «Институт становится традиционным тогда, когда припоминают, что он существовал в прошлом, и… определённое число лиц хотело бы, чтобы он существовал и впредь. Традиционным является не сам институт, а вера в его ценность».
По способу отношения к традициям выделяют новаторский тип и традиционный тип культур. Однако оба этих типа не имеют однозначной традиционной или новаторской окраски. Например, такие исламские страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, активно влияющие на личную жизнь граждан, сохраняющие родоплеменные обряды и нормы, стараются оснастить свои промышленные предприятия, вооруженные силы самой современной техникой. В другом же случае стремление к соблюдению традиций, например в Великобритании, не помешало утратить пути сохранения в массовом сознании таких человекообразующих традиционных ценностей, как целомудрие, благородство. К сожалению, на дискотеках Англии многие молодые люди принимают наркотические препараты, злоупотребляют спиртным… Даже в таких религиозных странах, как Испания и Италия, периодически проявляются тенденции к духовному регрессу и растлению. Так, 14 января 2006 г. представительницы женского пола в достаточно-таки материально благополучной Италии вышли на демонстрацию в Риме для того, чтобы поддержать идею абортов и выразить протест против вмешательства католической церкви в этот вопрос, связанный с репродуктивностью человека.
Вместе с тем важно учесть, что традиции дают культуре крепкий фундамент, без которого культура, стремящаяся к новшествам, утратит свою самостоятельность. Например, грубое насаждение американских ценностей в культуре России и восточноевропейских культурах пагубно сказывается на духовном здоровье наций данных регионов, так что иногда полезно и правомерно целенаправленное ограждение своей культуры от чего-то внешнего. Однако категоричное неприятие нового нередко приводит к закрепощению традиций, отмиранию социальных институтов, разрушению внутрисоциальных связей и стагнации (застою). Сильный консерватизм подчас препятствует культурной модернизации, которая в определённых условиях бывает крайне необходима. Культурная модернизация представляет собой своего рода обновление культуры, переосмысливание некоторых её традиций. По существу культурная модернизация есть реакция культуры на новые тенденции и требования. Они иногда складываются внутри самого общества, а внешние условия лишь стимулируют их проявление, как это было, например, в Европе в период Ренессанса. Однако чаще всего новые условия задаются в сфере межкультурных коммуникаций, при тесном взаимодействии с другими народами, играющими существенную роль на геополитической карте мира. Так, в XXI веке многие народы, подчас в ущерб своей культуре и своему духовному здоровью, приспосабливаются к тем требованиям, которые задаются США. Однако в ряде случаев культурная модернизация проистекает в качестве стремления общества преодолеть те вековые нравы, обычаи, которые препятствуют его развитию. Классическим примером такой модернизации является индустриализация (переход от феодальной культуры к капиталистической). В ХХ веке яркий пример культурной модернизации наблюдался в королевстве Непал. В 1951 году в этой горной стране был поднят вопрос о развитии образования в обществе. Однако кастовая система обусловила то, что доступ к образованию получали лишь люди из высших слоёв общества. Неудивительно, что в 1951 году лишь 2% населения Непала могли читать и писать. Чтобы установить в стране нормы демократии, понадобилось разработать программу по борьбе с неграмотностью. Чтобы осуществить эту программу, была нужна культурная модернизация, в ходе которой старые кастовые традиции были частично изжиты.
В целом же при анализе культурной модернизации один из основных вопросов состоит в том, по какой модели её осуществлять. Ряд прозападно настроенных учёных считает, что образцом для культурной модернизации является Западная Европа. Однако другие исследователи справедливо отмечают, что Западная Европа отнюдь не является единственной и универсальной моделью культурного развития. Тем более, что каждый народ способен сам решить, какой образец развития для него наиболее приемлем и соответствует его национальным особенностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андрущенко В. П. Идеологическая эффективность культуры. – Киев: Высшая школа, 1988.
2. Ашин Г. К. Вторжение без оружия: Идеологическая борьба в современном мире и буржуазная «массовая культура». – М.: Сов. Россия, 1985.
3. Воробьёв В. П., Фролов Б. А. Об эстетическом аспекте культурной коммуникации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2003. – № 5.
4. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурных коммуникаций. – М.: ЮНИТИ, 2002.
5. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: АСТ, 2001.
6. Леви-Стросс К. Печальные тропики. – М.: АСТ, 1999.
7. Стинг М. Приключения в Океании. – М.: Правда, 1985.
8. Федотова В. Г. Модернизационный проект для России: население и территория // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. – 2003. – № 5.
9. Хенкин С. Мусульмане в Испании: проблемы адаптации // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 3.
10. Шацкий Е. Утопия и традиция. – М., 1990.
11. Элленберг Виктор. Трагический конец бушменов. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1956.
12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1991.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1. Почему общество нуждается в общении с соседними общностями?
2. Каким образом проявляются функции культуры в условиях межкультурных коммуникаций?
3. Какие выделяют формы межкультурных коммуникаций?
4. Что такое традиция? Какие типы традиций можно выделить?
5. В чём заключена суть теории «культурных кругов»?
6. Охарактеризуйте любой конфликт. Какие пути можно предложить для его решения?
7. Какими принципами должен руководствоваться солдат-миротворец?
8. Как вы можете охарактеризовать такое явление современного общества, как глобализация?
9. Что могло стать причиной для индустриализации западноевропейского общества?
10. Когда в России была проведена индустриализация? Кто её инициировал? Какие факторы стали импульсом к индустриализации в России? Какие методы были использованы для индустриализации в России? Могли ли быть иные пути для индустриализации в России?
11. Какие элементы общественной организации стран Западной Европы современная Россия могла бы перенять в случае культурной модернизации?

Тема 4: Типология культур


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.