Виды современного туризма. Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание.
Одной проблемой которая интересует специалистов является вопрос о видах туризма который до сих пор остается актуальным. Существуют различные его трактовки, зачастую весьма сильно расходятся.
Данную систематику видов туризма предлагают большинство специалистов.
По значению туризм делят на иностранный путешествия иностранцев по нашей стране, международный путешествия граждан Украины и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны, внутренний путешествия лиц здесь проживающих внутри страны. По масштабу туризм делится на континентальный Столицы Европы, трансконтинентальный например круиз Лондон-Нью-Йорк, кругосветный Лондон - Нью-Йорк - Майами - Рио -Токио - Кейптаун -Каир-Рим-Париж. По характеру организации туризм бывает организованный поездка за путевками и дикий.
Причем и те, и другие туристы могут путешествовать индивидуально, так и группами.
По продолжительности туризм делятся на кратковременный и продолжительный. Сейчас в мире особенно в Западной Европе стали популярные туры выходного дня 2-3 дневные поездки в соседнее государство например из Франции в Германию. Это связано с упрощением формальностей и развитием транспорта.
По интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные туры в Париж, Рим или Токио, сезонные лето - Крым, зима- Карпаты и временные например в Донецк на футбольный матч Шахтер - Реал. По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного возраста.
Статистика свидетельствует, что наибольшая туристическая подвижность наблюдается у людей в возрасте от 30 до 50 лет. По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный, велосипедный, железнодорожный, морской, речной, гужевой, пешеходный.
В международных туристических перевозках 45 авиационный, 43 автомобильный, 7 морской и 5 железнодорожный.
По социальному статусу туристов выделяют туризм социальный - это люди с средним или малым достатком поездки по льготным путевкам, в массовые курорты, размещение в гостиницах 3 , полупансион и коммерческий - люди среднего и высокого достатка поездка за полную стоимость, отель 5 пансион. По цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.
Лечебно- оздоровительный Цель поправить свое здоровье от стресса, плохой экологии и вылечить хронические болезни.
Наиболее массовый вид туризма. Главные подвиды бальнеологический- поездки в места богатые на минеральные воды, грязи, соли, лечебная растительность. Туристам предлагают специализированные гостиницы Beauty Houses или санатории, располагающие необходимым комплексом услуг Климатотерапия лечение с помощью благоприятного климата ,Бальнеотерапия лечение минеральными водами , Пелоидетерапия лечение грязями ,Талассотерапия морская вода , Аэротерапия горный воздух , Фитотерапия микроклимат фитоценозов, т. е. сообщество растений Центры Крым, Карпаты, Пятигорск, Боржоми, Мертвое море. пляжно-курортный - развивается там где есть морское побережье.
Туристам кроме купания и солнечных ванн предлагают также экскурсионный поездки. Центры Средиземноморское побережье Франции, Испании, Италии, Гавайи, Сейшелы, Таиланд, Египет итд. Экскурсионный туризм с каждым годом становится все популярней. Поездка к объектам культурного наследия человечества, чтобы удовлетворить свои духовные и познавательные потребности.
Список ЮНЕСКО включает в Себя 730 объектов 563 культурно-исторических, 144 природных и 23 смешанных. Экскурсионные туры можно разделить на маршрутные- поездка по определенному маршруту, с посещением нескольких городов например маршрут Киев- Варшава- Прага- Берлин- Амстердам- Париж- Лондон, стационарные- с ночевками в средствах размещения одного города и экскурсионной программой по городу. Главным средством передвижения является автобус. Деловой туризм - это поездки для участия в международных выставках, семинарах, конференциях.
Центры Ганновер, Париж, Вена, Женева, Брюссель, Токио, Нью-Йорк. Фестивальный туризм - связан с местами проведений показов достижений музыкального, театрального, кино и др. искусств. Центры Канны, Сан-Ремо, Рио. Спортивный туризм - цель занятия спортом или посещение спортивных мероприятий. Разновидности горный Карпаты, Крым, Альпы, Кавказ, Гималаи, Алтай, подводный или дайвинг Таиланд, Египет, Сейшелы, Австралия, спелеотризм Балканы, водный, воздушный, рыболовный.
Сельский туризм- молодой, но динамично развивающейся вид туризма. Агротуризм предлагает деятельность в контакте с природой. Жизнь в маленьких селах, работа на дачных участках, знакомство с флорой и фауной, рыбная ловля, сбор грибов и ягод. Экологический туризм- особая форма путешествий, в котором отдых на природе сочетается с изучением ее объектов, явлений. Также данный вид предусматривает участие в экологических акциях. Экотуризм начал развиваться в 80-х годах XX века. Термин ввел Гектор Ласкурья.
Наблюдается смена туристских приоритетов и наибольшим спросом пользуются наименее измененные человеком территории. Экотуризм охватывает около 12 туристского рынка, но темпы роста экотуризма в 3 раза выше всей индустрии туризма и составляют 20-21 . Центры Танзания, Кения, Россия, Канада. Религиозный туризм включает в себя паломничество по святым местам. Центры Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина, Афон, Стамбул, Никосия, Сергеев Посад, Киев, Москва, Бали. Лекция 3. География мирового туризма Международный туризм - один из ведущих, высокодоходных и наиболее динамичных секторов мирового хозяйства.
За доходом туризм уступает лишь нефтяной и автомобильной промышленности. ХХI век ученые уже прозвали веком туризма. Всемирная туристическая организация ВТО в 2004г. зарегистрировала свыше 700млн. туристических прибытий. По данным Всемирной Туристической Организации 2004 стал самым прибыльным годом для международного туризма, достигнув 760 миллионов долларов США.Также туризм оказывает сильное влияние и на развитие других отраслей хозяйства.
По оценки ВТО туризм в 2004 году инициировал производство товаров и услуг на сумму 5 трл Сфера туризма является крупным работодателем. Каждый десятый в мире занят в туризме, а в таких странах как Сейшелы, Куба, Гавайи каждый 8 .В странах Большой восьмерки в туризме трудится больше людей, чем в автомобильной, электронной, текстильной промышленности и с х вместе взятых.
Туризм выступает как средство повышения качества жизни народов, фактор укрепления мира и взаимопонимания на Земле. Региональное распределение международных туристических потоков сложилось давно. Первое место занимает Европа 400млн. прибытий 58 . Этот регион пользуется большой популярности у граждан США и Канады. Вторую позицию занимает Америка 130 млн. прибытий 19 . На Европу и Америку приходится 4 5 всех прибытий. Темпы роста двух регионов 6,5 и 6 . На данном этапе наиболее динамичным регионом является Азиатско- Тихоокеанский 100 млн. прибытий 15 Доля Ближневосточного и Африканского региона 8 - 30 млн. прибытий.
По прогнозам ВТО на 2020 год Европа удержит лидерство 717 млн. прибытий. Азиатско-Тихоокеанский регион выйдет на вторую позицию. 438 млн. прибытий. Туристическое движение в мире развивается динамично. Бесконечная череда взлетов и падений придает туризму подвижность и неповторимость. В 1950-е - 1960-е г.г темпы туризма были высокими, несмотря на колебания в экономике.
Рост составлял 16 . Однако вторая половина 60-х годов преподнесла сюрприз. Во время экономического кризиса темпы роста упали до 7 . В начале 70-х туризм опят вернул потерянные позиции. Но мировой энергетический кризис опят негативно сказался на туризме рост составил 2 а 1980 году уже из-за экономического кризиса упал до нуля. С 1982-1990 годы небольшой рост 8 . Но война в Ираке снизила темпы роста до 2 . На данном этапе наблюдается рост темпов прироста туристических прибытий. Можно сказать, что туризм как и другие отрасли хозяйства подчиняется тем же экономическим законам и закономерностям, но и зависит от политической обстановки.
Неравномерность развития туризма находит проявления и на региональном уровне. Так в 1980 г. в Объединенных Арабских Эмиратах был введен запрет на торговлю спиртными напитками, в результате туристическая индустрия страны лишилась состоятельных туристов из Америки и Европы. А повышение цен и продажу спиртного в определенных местах в Финляндии привело к увеличению туристов из этой страны в Россию и Прибалтику.
Колебания посещаемости иногда связаны с природными явлениями. Так 1999г стал рекордным для Румынии из-за солнечного затмения зенит которого приходился именно на эту страну. А вот сильные наводнения в 2002г. в таких странах как Франция, ФРГ, Чехия привели к обратному эффекту. На туризм влияет и политическая обстановка. Теракты в Израиле негативно влияют на туристическую обстановку в стране. Помаранчевая революция в Украине в 2004 году наоборот открыла двери ля туристов из Америки и Западной Европы.
В начале 2005 года Ватикан пережил огромный наплыв туристов из всего мира сначала из-за смерти Иоанна Павла II, потом выбор и инаугурация нового папы Бенедикта XVI. Пространственное распределение туристических потоков имеет ряд особенностей. Важнейший из них между Европой и Северной Америкой. Второй туристический поток между Европой и Азией и Австралией. На третьем месте обмен между Азией и Южной Америкой.
На четвертом между Европой и Африкой. На последнем месте обмен между Европой и Ближнем Востоком. Наблюдается тенденция к увеличению потоков в те страны с отсутствием языкового барьера. Например Эстония - Финляндия, Малайзия- Сингапур, Россия-Украина. Также тенденция к контрастности. Так популярностью пользуются страны Египет, Таиланд, Гаити. Активный туристический обмен между близ лежащими странами, например Франция- Германия, Аргентина- Бразилия. Между метрополией и бывшей колонией Франция - Тунис. В последнее время расширение потоков с юга на север и запада на восток.
Лекция 4. Туристические ресурсы Туристический бизнес держится на четырех составляющих капитал, технологии, кадры, туристические ресурсы. Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов - совокупности природных и созданных человеком объектов и явлений окружающей среды, которые пригодны для туристско-экскурсионной деятельности. Деятельность же эта направлена на улучшение здоровья туристов, их эмоционального состояния и содействие их духовному развитию.
Попробуем же разобраться в таком важном для нас понятии, как туристские ресурсы. Для начала туристские ресурсы целесообразно разделить на природные и социально-экономические. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать климатические, водные, геоморфологические, лесные, зоологические. К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты памятники и памятные места, музеи, храмы и т. д. этнографические, политические, производственные, кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.
Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Этот вид ресурсов, таким образом, вторичен.
Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места. Туристские ресурсы ТР включают природные, культурные, исторические и иные объекты данной территории, которые составляют или могут составить основу туристического продукта.
ТР определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения ТР используется следующие механизмы. 1. Создаётся реестр этого вида ресурсов, который включает - классификацию и оценку ресурсов - порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учётом предельно допустимых нагрузок - режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов - режим охраны. 2. Создаётся кадастр туристских ресурсов, который включает - оценку и картографические характеристики территорий - порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории - порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности - порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития.
Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства привлекательность, климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные характеристики, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования.
Факторы привлекательности туристических ресурсов Природные ресурсы Реки Нил, Амазонка, Ганг, Инд, Брахмапутра, Миссисипи, Хуанхэ, Лимпопо Водопады Анхель, Ниагарский, Виктория Озера Виктория, Байкал, Каспийское море, Мертвое море, Балатон, Титикака, Большое соленое озеро, Великие Американские озера Горы Эверест, Килиманджаро, Мон- Блан, Говерла Пещеры Мамонтовая, Мраморная, Каньоны и Долины Большой каньон, Долина смерти, Долина гейзеров, Долина тысячи дымов.
Вулканы Этна, Везувий, Фудзияма, Ключевская сопка Флора и Фауна Большой барьерный риф, Антарктида. Культурно-исторические ресурсы Историко-культурный потенциал страны является основой культурного познавательного туризма и включает всю социо-культурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности.
Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия - памятники археологии - культовая и гражданская архитектура - малые и большие исторические города - сельские поселения - музеи, театры, выставочные залы и др социокультурная инфраструктура - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства, технические комплексы и сооружения.
Памятники археологии Колизей, Сфинкс, Пирамиды, Великая китайская стена, Акрополь Культовая и гражданская архитектура Лувр, Кремль, Бранденбургские ворота Исторические города Рим, Париж, Херсонес, Новгород, Лондон, Берлин, Киото, Каир, Александрия, Бангкок Музеи и театры Сиднейский театр, Большой театр, Ла-Скала, Музей модам Тюсо Храмы и святые места Афон, Иерусалим, Мекка, Св. София, Киево-Печерская лавра Социокультурная инфраструктура трасса Монто- Карло, стадион Маракана ТР при хорошо поставленной рекламе могут стать не только храмы и пирамиды, но и вокзалы, мосты, электростанции, автомобильные заводы, а также винные погреба дегустация вин. Экскурсионный тур Винный путь в Юж. Африке Кейптаун пользуется большой популярностью.
Туристы с воодушевлением посещают алмазные копи а Йоханнесбурге. К косвенным ресурсам относятся материально техническая база отели, рестораны, развлечение, инфраструктура транспорт, связь, коммуникации, трудовые ресурсы. Лекция 5.