Экспрессивный синтаксис. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио¬нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть ло¬гическими ударениями, наконец, умело расставить паузы На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания.
Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса». Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это прежде всего риторические восклицания: Тройка Птица- тройка (Н. Гоголь). К ним близки и риториче¬ские вопросы, которые представляют собой вопросительные предложения, не требующие ответа: Быть или не быть? (У. Шекспир) вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению.
Вспомним цепочку таких вопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»: Зачем вступил он в этот свет, завистливый и душный? Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным? Зачем поверил он словам и ласкам ложным? Он, с юных лет постигнувший людей? В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм, то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придает речи особую гармоничность.
Не случайно и повторение слова зачем в начале каждого простого предложения в этой конструкции: е д и н о - начатие (или анафора) также подчеркивает упорядочен¬ность построения высказывания. В параллельных синтаксиче¬ских конструкциях используется и концовка (или эпи¬фора) — повторение последних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом доме лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А. Блок). Известен эллипсис— пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печ¬ку. Я за книжку — та бежать (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложениях создает особый дина¬мизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголов было бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку). Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательная незавершенность предложения.
Умолчание раскрывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.
В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутость предложения; речь становится прерывистой, незавершенной: Нет, я хотел быть может, вы я думал, Что уж барону время умереть. (А. Пушкин). Часто используются вставные конструкции, которые представляют собой попутные замечания, уточ¬нения, добавочные сведения к высказыванию.
Например: По¬верьте {совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин); При употреблении однородных членов предложения, зани¬мающих достойное место в эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая в наме¬ренном повторении сочинительных союзов для логического и ин¬тонационного выделения перечисляемых понятий: Ox Лето крас¬ное Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (А. Пушкин). Сильным средством эмоциональной речи является период— гармоническая по форме синтаксическая конструкция, характери¬зующаяся особой ритмичностью и упорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой и завершенностью со¬держания.
Вспомним строки из онегинского монолога: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть от¬цом, супругом приятный жребии повелел; когда б семейственной кар¬тиной пленился я хоть миг единый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Период распадается на две части: в первой интонация повышается, во второй — резко падает.
Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодической речи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношении элементов (чаще всего придаточных предложений). Широко используются так называемые присоедини¬тельные конструкции, воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление к основному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих в сознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как она сформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, и побыстрее Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой как членение предложения, при ко¬тором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых едини¬цах, следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки, вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, наши специалисты.
И по образованию.
И по опыту. И по характеру; Нужно искать источники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо. Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в после¬дующем тексте) получают второе обозначение в форме место¬имения.
Например: Ч у в с т в о времени оно дает воз¬можность определить, что сейчас нужно делать. Широко используются в выступлениях так называемые сегментированные конструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей: первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения или текста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного или словосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые во второй части (в последующем тексте) получают второе обозначение в форме местоимения.
Например: Ч у в с т в о времени оно дает возможность определить, что сейчас нужно делать. Перестройка. Что она показала^ Инициатива— вот чего нам нередко не хватает. Заключение: Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна.
Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями.
Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка. Одно умение находить «свои», выразительные и эмоцио¬нальные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.