В чем же заключается этот метод? Практика депрограммирования в том, что на человека оказывается физико-психологическое и эмоциональное воздействие.
Сектанта просто заставляли соответствующим методом отречься от прежних убеждений, полученных в сектах. Применяется насилие до тех пор, пока человек не отказывается от своих взглядов. После такой обработки люди либо ломались, либо соглашались и отказывались, но были и упорные. В настоящее время депрограммирование в США над лицами моложе 17 лет, запрещено. За 8 дней получали 80 тыс.долл., не считая расходов.
Каков коэфф.полезного действия? Научных данных нет, но, к примеру, из 62 попыток принудительного депрограммирования свыше трети - ок.40 оказались неудачными и ок.25% неудачно депрограммированных сами ушли из сект, но ок.15% после удачного депрограммирования снова вернулись в секту.
Даже после удачного депрограмм.была нужна реалибитация, т.к.у человека назревает внутренний конфликт в силу индивидуалистичности характера человека (человек – господин своей судьбы и должен предуг.все свои … Значит, он был не прав, он ущербен, так же смотрит на него и общество; и второй момент – когда соглашается с тем, что в секте ему лгали, то получается следующее: в секте ему говорили, что его любят и проч., значит, все это ложь, и человеку становилось очень тяжело).
На рубеже 90х годов на западе появился еще один метод – «подход стратегического взаимодействия». Пионером новой концепции явл. Стив Хассен (амер.) Книга «Освобождение от психологического насилия».
Идеология: Хассен полагает, что религиозную группу нельзя считать культом только потому, что ей присущи неортодоксальные понятия (идея Трёльча – предложил отказаться от догматич.определения секты) и в качве критерия он предложил рассматривать подобные организации по отношению к общественным организациям, т.е.к тем нормам, крые признаются большей частью общества. Он предлагает делить их на две категории: 1) доброкачеств.организации; 2) культы.
«Доброкач.организации» (ортодоксальные) отличает от сект, по его мнению, способность идти на уступки общества (конформизм). Культы же проповедуют свою исключительность и считают другие организации духовно мертвыми (никто не спасется, только они).
Деструктивные культы прибегают к тому, чтобы подавить своб.волю человека, чтобы поставить его в зависимость от секты и от лидера секты. Признаками деструктивного культа явл.: