Конспект лекций по предмету "Социология"


Обоснование шкалы увлеченности телевидением по независимому критерию.

Шкала "увлеченности"
по средне-просмотровому времени в неделю


Шкала "изменения привычек"
"Думаю, что придется изменить привычки"
"В моей жизни ничего не изменится" + "Вряд ли что изменится в моей жизни"
T1 — "Весьма умеренные" (до 3 ч.)
15,8
11,7+34,4-46,1
T2 — "Умеренные" (от 3 до 10 ч.)
36,1
6,0+31,3-37,3
Т3 — "Увлеченные" (от 10 до 15 ч.)
48,7
5,5+22,9=28,4
Т4 — "Весьма увлеченные" (от 15 до 17 ч.)
60,0
1,6+17,0-18,6

(4) Использование метода судей для отбора пунктов шкалы. Сомнения в обоснованности возникают уже на стадии первоначального отбора пунктов шкалы. В каких единицах считать время просмотра телепередач? В днях, часах, в частоте просмотров? Какие понятия выбрать для построения шкалы?
Эти вопросы лучше всего доверить решению компе­тентных судей. В нашем случае ими являются типич­ные телезрители» которые будут представлять как бы микромодель основной массы опрашиваемых. В этом смысле "судейство" как способ контроля обоснованности шкалы надо отличать от опроса экспертов — профессио­нальных специалистов в данной области.
Численность судей зависит от меры однородности или разнородности выборочной совокупности основного обследования. Так, при построении шкал на отношение к досуговым занятиям мнения мужчин и женщин об одних и тех же занятиях будут существенно разными. Рекомендуется отобрать для судейства половину судей из женщин, половину — из мужчин. Не меньшее значе­ние в данном случае будут иметь уровень образования и род занятий. Для компоновки судейской группы ис­пользуют метод квоты, т. е. устанавливают пропорции судей по набору существенных признаков, включая, на­пример, пол, возраст, образование, выражающих позиции разных групп респондентов в предполагаемой выборке.8
О квотировании выборки см. на с. 349.

(5) Один из широко используемых приемов внутрен­него контроля обоснованности — совмещение несколь­ких показателей для регистрации определенного одного свойства, или построение индекса. Типы индексов край­не разнообразны. Они широко используются в психоло­гических тестах, в социально-экономических иссле­дованиях. Суть индексной обоснованности в том, что, со­гласно гипотезе, данному свойству находится множество его проявлений, для каждого из которых формируют от­дельную шкалу. Затем измерения по частным шкалам либо суммируются, либо из них образуют логические конструкции, как это было сделано в показателе "логи­ческий квадрат" для построения производной шкалы удовлетворенности работой (см. с. 261).
Вполне справедливо выделяют два существенно раз­ных аспекта обоснованности: теоретический и эмпири­ческий. Первый непосредственно связан с содержатель­ными посылками исследования и предполагает установ­ление значимых связей с широким классом ситуаций, предсказываемых теорией, второй требует доказа­тельства надежной регистрации данных в сравнительно узком секторе, в частном проявлении изучаемых объек­тов. "Если валидность (синоним обоснованности. — Е.Я.) эмпирическую через измерение обеспечивают, — (включает В. И. Паниотто, — то валидность теоретичес­кую только проверяют, т. е. уточняют область валидности методики, границы интерпретации получаемых мате­риалов" [200. С. 109].
Устойчивость измерения выражается в однознач­ности информации, которую мы извлекаем с помощью данной процедуры. Нередко устойчивость ошибочно отождествляют с надежностью процедуры в целом. И хотя последняя зависит не только от устойчивости, но также от обоснованности и правильности операций, по­добное смешение не случайно: проверка инструмента на устойчивость — важнейшее условие его надежности.
1) Наиболее распространенный прием контроля на устойчивость — повторное измерение. Один и тот же объект измеряется дважды с двух-трехнедельным временным интервалом и с помощью одинаковой процедуры. Шкала считается устойчивой, если совпадения между первой и второй сериями измерений будут достаточно высокими.
В отличие от проверки на устойчивость измерения физических объектов социолог или психолог сталкива­ется здесь с особой проблемой — влиянием психологи­ческой установки человека, возникающей после первого замера. Люди могут намеренно или непроизвольно под­гонять данные второго замера к предыдущим. Или же, напротив, интуитивно сопротивляясь повторному экспе­рименту, они покажут новые результаты.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.