Конспект лекций по предмету "Социология"


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ

Составление программы — необходимое условие ус­пешности всей работы. На рис. 4 показана принципи­альная последовательность действий социолога в про­цессе разработки программы, а на рис. 5 — развертка блоков программы. Программа выполняет две важней­шие функции: научно-познавательную и научно-организационную. Первая состоит в обеспечении теоре­тико-методической целостности исследования, вторая обеспечивает эффективное сотрудничество участников исследовательского коллектива, разделение труда между ними ради достижения общего научного и научно-прак­тического результата.



Каковы общие требования, предъявляемые к идеаль­ной программе?
Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск мето­дом проб и ошибок: расход энергии часто не оправды­вает познавательный эффект. В ходе исследования об­наруживается, что понятия не "покрываются" эм­пирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разо­чарованиям: материал был собран не полностью, выбор­ка не удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале.
В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе.
Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный харак­тер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым ре­зультатом — плод творческого поиска, тогда как в пер­вом случае она является итогом неиспользованных возможностей.
Второе требование — эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок програм­мы не может заменить строгую обоснованность всех ис­ходных посылок и правил процедуры. Кроме того, про­грамма является документом, единым для всего научно­го коллектива, коль скоро серьезные исследования не­возможно провести в одиночку и требуется участие мно­гих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.


Третье требование — логическая последователь­ность всех элементов программы. Нельзя начать с выбо­ра принципиального плана, не представляя цели и зада­чи исследования. Бессмысленно пытаться формулиро­вать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиаль­ного плана исследования в целом и до того, как ключе­вые понятия подверглись эмпирической интерпретации.
Короче говоря, все звенья программы связаны в логи­чески стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедлен­но влечет за собой ошибки в последующих операциях.
Четвертое требование — гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития про­цесса исследования, обязывает систематически обозре­вать все разделы программы по мере того, как обнару­живаются ошибки в каком-то отдельном звене.
Например, в ходе пилотажа (пробы методик) обнару­живается, что эмпирическая интерпретация некоторого важного понятия неудовлетворительна. Изменение интер­претации требует пересмотра в каких-то частях концепту­альной схемы и, конечно же, предполагает переформули­ровку соответствующих гипотез (связанных с употребле­нием понятия). Обычно на стадии предварительного це­лостного анализа объекта продолжается работа над уточ­нением понятий, а на стадии разработки гипотез вносятся исправления в системный анализ предмета.
Нередко разработка программы проходит два этапа. Вначале набрасывается макет программы с указанием цели, задач исследования, приблизительной формули­ровки гипотез; за этим следует стадия полевого иссле­дования по формулятивному плану, и, наконец, составля­ется полная программа исследования с учетом лите­ратурных источников и полевых наблюдений.
Наконец, не все исследовательские программы не­пременно должны строиться по той жесткой схеме, что была здесь предложена. Особенности типа исследова­ния — теоретико-прикладного или практически-при­кладного — накладывают отпечаток на детали ее ком­поновки и построения. К этим вопросам мы еще вер­немся в VI главе, а здесь подчеркнем, что тщательно раз­работанная программа представляет собой важный ре­зультат научной работы.
Программа может быть опубликована как самостоя­тельный научный труд. Причем не исключено, что по этой программе другие исследователи будут собирать и анализировать эмпирический материал, тем самым до­биваясь совместными усилиями повышения его познавательной ценности и представительности. Публикация программы подобна передаче лицензии на производство научного знания.

Практические советы
1. Не начинайте разработку программы прежде, чем вы не уясните, в чем главная про­блема исследования, ее познавательный и прак­тический общественный смысл.
2. Обдумайте и обсудите с другими, является ли данная проблема достаточно значимой в тео­ретическом и (или) практическом смысле, что­бы затратить усилия на исследование, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей. Какой именно, есть ли решения этой общей проблемы?
3. В зависимости от предыдущего обдумайте, будет ли ваше исследование теоретико-приклад­ным или практически-прикладным, а затем ре­шите, располагаете ли вы достаточными ресурса­ми (знаниями, источниками дополнительной ин­формации, материальными средствами) для про­ведения исследования такого типа в приемле­мые сроки.
4. Постарайтесь в предварительном вариан­те детализировать проблему, наметить объект и уточнить предмет исследования и снова проду­майте, какие практические трудности возникнут в проведении исследования. В частности, в ка­кой мере доступны объекты исследования, рас­полагаете ли вы нужными материальными ре­сурсами, получите ли вы должную поддержку со стороны ответственных лиц, заинтересованных в изучении и решении данной проблемы, или что следует сделать, чтобы вызвать такой интерес.
5. Теперь вы можете ясно сформулировать цель исследования — на какой главный вопрос должен быть дан ответ и насколько детальным он должен быть применительно к избранному предмету исследования или заданному в при­кладном исследовании объекту. Должны ли быть установлены определенные взаимосвязи и зависимости, или следует продолжить исследова­ние путем разработки вариантов практического решения определенных проблем. Окончательно определив, к какому типу относится ваше исследование, переходите к развертыванию сис­темы задач.
6. Сделайте набросок "дерева целей" иссле­дования, т. е. максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решить для достижения цели. Проверьте, не связаны ли за­дачи, попавшие в разные "ветви", т. е. можно ли их решить экономным способом, пользуясь од­ной и той же информацией под разными угла­ми зрения.
7. Теперь безжалостно отсекайте "боковые ветви", т. е. задачи, косвенно или вовсе не свя­занные с главными; составьте из них особый список и продумайте, можно ли их решить, пользуясь информацией, нужной для главных задач.
8. Составьте список вопросов для уяснения особенностей предметной области и объекта изу­чения: что читать? С кем консультироваться?
9. Не жалейте времени на "самообразова­ние", обращайтесь к новейшей литературе по предмету (в ней найдете ссылки на фундамен­тальные работы и опыт) и снова консультируй­тесь с доступными вам специалистами. В итоге определите принципиальный план исследования и, если это не будет исследованием по пла­ну — разведка (что в основном уже выполнено), приступайте к детализации программы по фраг­ментам.
10. Сделайте первый набросок основных структурных компонентов и связей объекта изучения, выделяя предмет анализа соответ­ственно цели и основным задачам исследова­ния. Одновременно формулируйте главные гипо­тезы и уточняйте содержательный смысл основ­ных понятий, которые вошли в формулировку ги­потез.
11. Обсудите с другими свой набросок, еще раз обратитесь к специалистам-исследователям и практикам и после этого приступайте к систе­матической отработке понятийного аппарата, общей концепции и формулировке рабочих ги­потез.
12. Продумайте, насколько удовлетворитель­на семантическая и эмпирическая интерпрета­ция ключевых понятий, входящих в гипотезы, и какими данными вы располагаете для получе­ния нужной информации. Составьте схему: сле­ва — признаки ключевых понятий, справа — со­ответствующие показатели и в последней ко­лонке — как получить сведения о данных пока­зателях (набросок методического обеспечения исследования). Решите, какие методики придет­ся разработать специально, что можно использо­вать из имеющихся.
13. Определите принципиальный план вы­борки, памятуя о важности качественной ее представительности, соответствия целям иссле­дования; соразмерьте допустимый уровень ошибки выборки этим целям и задачам дроб­ности анализа проблем; выясните практические возможности реализации принятого плана вы­борки, снова вернитесь к существу программы, внесите нужные уточнения.
14. Оформите программу как отдельный до­кумент исследования: это пригодится вам не только в проведении исследования, но и при подготовке итогового отчета или публикации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.