Конспект лекций по предмету "Социология"


Уильям CAMHEP

Уильям CAMHEP. Уильям САМНЕР 30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского ун-та, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера. В своих работах Семнер исходил из двух основных принципов Ш Естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение Ш Социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер. Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Семнер отстаивал стихийность в социальном развитии об-во должно управляться естественными законами и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений. Его взгляды выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе Народные обычаи 1906 , основанной на анализе большого этнографического материала, Семнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками Семнера, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии. Основные теоретические идеи этого труда выстраиваются вокруг таких проблем, как природа норм и обычаев, их происхождение, изменение обычаев, механизмы закрепления обычаев и их институционализации, связь обычаев с социальными группами. Проблема возникновения и закрепления обычаев решается Семнером с позиций социал-дарвинизма. Обычаи складываются на основе удовлетворения индивидами своих потребностей определенные способы поведения, удовлетворяющие ту или иную потребность и в силу этого выгодные для индивида, закрепляются, становятся привычными. Первоначальным механизмом возникновения обычаев является метод проб и ошибок метод грубого эксперимента и отбора одни способы поведения оказываются менее болезненными по сравнению с другими, более эффективно обеспечивают удовольствие и оберегают человека от страдания, а потому имеют больше шансов на сохранение. Групповая жизнь людей и их борьба за существование способствовали распространению функционально полезных способов поведения в социальной группе и превращению их в обычаи. Обычаи являются основной социетальной силой. Они опосредствуют в обществе удовлетворение всех человеческих потребностей и накладывают социальные ограничения на биологически детерминированное поведение каждого члена общества. Поскольку возникновение обычаев не осознается людьми, то их происхождение всегда окутано тайной, а сами обычаи наделяются для людей силой фактов. Основными свойствами обычаев Семнер считал Ш инертность, Ш изменчивость, Ш тенденцию к совершенствованию и согласованности. Обычаи всегда непосредственно связаны с той или иной группой каждая группа имеет свои обычаи. Развивая эту идею, Семнер ввел понятие мы-группа, они-группа и этноцентризм, понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем, получившие впоследствии широкое применение в социальных науках. Принадлежность к мы-группе всегда определяет этноцентричными воззрения человека на мир. Взаимоотношения в мы - группе Семнер упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между мы - группой и они - группой - как враждебность, базирующуюся на этноцентризме склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической социальной группы. Формы проявления этноцентризма бывают различными идея исторической миссии и избранности собственного народа, патриотизм, шовинизм. Когда обычаи соединяются с теми или иными идеями и рациональными обоснованиями их существования, они превращаются в нравы. Дальнейшей ступенью закрепления обычаев, служащей формированию определенной социальной структуры для поддержания определенной группы идей и обычаев, являются институты. Функцией институтов всегда будет удовлетворение человеческих потребностей. Выделяя четыре великих движущих мотива человеч. поведения голод, любовь, честолюбие и страх , Семнер разделил институты на четыре класса институты социетального самосохранения, обеспечивающие удовлетворение потребностей в питании и самосохранении промышленная организация, собственность, регулятивная организация институты социетального самовоспроизводства, служащие продолжению рода брак и семья институты самоутверждения, удовлетворяющие человеческое тщеславие и честолюбие спорт, игры, танец, мода, украшения, престиж и т.п. религиозные институты, связанные со страхом перед духами анимизм, шаманизм, фетишизм, табу, ритуал, жертвоприношение, магия и т.п Развиваемый Семнером социологический подход был по существу антропологическим. Хотя труды Семнера пользовались в свое время большой популярностью, а Народные обычаи вошли в золотой фонд социологической классики, его этнографически-ориентированный подход не получил сколь-нибудь широкого распространения. К числу основных заслуг Семнера можно отнести большой вклад, внесенный им в институционализацию социологической науки в США. В частности, в 1875 он ввел в Йельском ун-те первый в истории американской науки курс социологии. СМОЛЛ, как представитель психологического направления в Социал-дарвинизме. Основными представителями психологического направления в социал-дарвинизме были Гумплович, Смол, Семнер. Они делали акцент на социальную структуру общества, утверждая, что огромную роль при этом играет государство, как организация господства меньшинства над большинством. Но в то же время между обществом и государством есть конфликты. Классовая борьба и противоречия в обществе будут всегда - социализм не возможен. Видным представителем таких антимарксистских взглыдов был А. Смол. В своей Общей социологии он рассматривает биологическую и географическую среду в качестве мешающего интересам человека фактором. Он выделяет группы интересов людей Ш Интерес к здоровью Ш Интерес к благополучию Ш Интерес к общению Ш Интерес к красоте Ш Интерес к справедливости В связи с тем, что изменения происходят постоянно в обществе не минуемы конфликты между различными интересами. Для изучения интересов и управления, заключает Смол, нужна специальная наука социология, т.е. практические рекомендации по управлению. Необходимо формировать новые социальные институты, предовая значение процессам социализации. ШКОЛА СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА. Преодолеть теоретическую узость эмпирической социологии попытались в 50-е гг. текущего столетия ученые, общим для которых оказался структурно функциональный подход к обществу. Появление многообразных учений, рассматривающих общество как особую систему функциональную систему, функционирующую систему, систему функциональных связей и т.д впоследствии суммарно их стали называть академической социологией - вызвано неудовлетворенностью многих социологов резко выраженным отказом своих коллег от теоретического объяснения сложных процессов социальной жизни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.