Как и другие направления деятельности практического психолога, консультирование может быть классифицировано по разным основаниям:
1. По теоретической ориентации (психоаналитическое, поведенческое, гуманистическое, геш-тальт-консультирование и т. д.);
2. По возрасту клиента (детское, подростковое, консультирование взрослых и т. д.);
3. По пространственной организации (контактное, или очное, то есть беседа лицом к лицу, и дистантное, или заочное, которое, в свою очередь, подразделяется на телефонное, письменное, электронное — через Интернет);
4. По количеству клиентов (индивидуальное или групповое);
5. По психологической проблематике (консультирование по проблемам общения, по проблемам в эмоциональной сфере, по личностным проблемам и др.);
6. По сфере приложения (школьное, профессиональное, семейное и супружеское, бизнес-консультирование и тг д.).
Г. А. Абрамова (1994) в качестве основного метода консультирования называет интервью.Ею выделяются следующие методы воздействия в процессе интервью:
1. Интерпретация;
2. Директива;
3. Информация;
4. Самораскрытие;
5. Обратная связь;
6. Логическая последовательность;
7. Резюме;
8. Открытые вопросы;
9. Закрытые вопросы;
10. Поощрение;
11. Пересказ;
12. Отражение чувств.
По мнению В. Ю. Меновщикова (1998), особое значение в консультировании имеют техники нерефлексивного (умение молчать)и рефлексивного (умения давать обратную связь) слушания.К приемам рефлексивного слушания относятся:
1. Выяснение;
2. Перефразирование;
3. Отражение чувств;
4. Резюмирование;
5. Уточнение;
6. Пересказ;
7. Дальнейшее развитие мыслей собеседника;
8. Сообщение о восприятии партнера;
9. Сообщение о восприятии самого себя; 10. Замечания о ходе беседы.
Легко заметить сходство многих пунктов из приведенных списков. Приведем таблицу из работы В. Ю. Меновщикова (1998), иллюстрирующую употребление разных приемов на разных стадиях консультативного процесса.
Стадии и приемыконсультирования
Таблица 2
Стадия
Консультативные приемы
1. Установление контакта
Уточнение, перефразирование (пересказ)
2. Сбор информации и осознание желаемого результата (поиск «задачи»)
Выслушивание (нерефлексивное слушание), уточнение, перефразирование (пересказ), отражение чувств, резюмирование
3. Перебор гипотез, решающих «задачу», и выработка альтернативных решений
Дальнейшее развитие мыслей, интерпретация, информирование
4. Обобщение результатов взаимодействия с клиентом (решение «задачи») и выход из контакта
Резюмирование