Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Принцип проблемности

Принцип проблемности начинает все чаще появляться в дидак­ти­ческих системах. Причина тому - постепенный поворот школы к по­с­ледовательному решению задачи общего развития ребенка. Этот при­нцип, как и любой другой, отражает закон некоторого явления. В пра­ктике обучения установлена конкретная зависимость: если учащихся ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процес­се их решения у них развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность (высо­кий уровень развития интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, инициативность, самостоятельность, критичность и др.). Данная зави­симость носит закономерный характер - она проявляется всегда, когда в учебном процессе организуется включение учащихся в решение проб­лемы, в поиск нового знания. Именно это обеспечение необходимых условий для проявления данной закономерности представляет собой практическую важность. Педагогу необходимо знать, что следует пред­принять до урока и во время его проведения, чтобы обеспечить разви­тие школьника. Ответ на вопрос о том, как организовать процесс обу­чения, как его осуществить, чтобы произошло не просто усвоение зна­ний, не просто умственное развитие, а развитие индивидуальности и личности, дает принцип проблемности.
Приведем закономерности, отражаемые принципом: развитие ин­дивидуальности школьника зависит от характера его деятельности; проблема является начальным моментом мыслительной деятельности; мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять, когда возникает познавательное затруднение; проб­лемное обучение и воспитание развивает интеллектуальную и другие сферы не потому, что учитель ставит проблемы, а потому что шко­льник с а м их решает.
Принцип проблемности способствует разрешению следующих противоречий: между имеющимся уровнем обученности, воспитан­ности и развития учащихся и необходимым; между актуальным уров­нем развития интеллектуальной (мотивационной и др. ) сферы и уров­нем ближайшего ее развития.
Применить закономерности развития и разрешить имеющиеся противоречия учителю помогают требования принципа проблемности: 1)выявлять и учитывать уровни развития интеллектуальной сферы уча­щихся; 2) учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие у учащихся творческих способностей, познавательных умений и других составляющих интеллектуальной сферы; 3)с учетом реаль­ных учебных возможностей учащихся создавать проблемные ситуации, решать учебные и другие проблемы; 4)структурировать взаимо­дейст­вие учителя и учащихся в соответствии с логикой проблемного обу­чения; 5)систематически осуществлять анализ результативности педа­гогических воздействий по развитию интеллектуальной сферы.
Данные требования отражают основные направления действий пе­дагога, стремящегося к организации проблемно-развивающего обуче­ния. Правила принципа проблемности раскрывают эти направления, называя конкретно, что следует сделать, чтобы выполнить требова­ния: 1)систематически применять диагностические методики для изуче­ния интеллектуальной сферы учащихся; 2)при подготовке и прове­де­нии урока конкретно ставить цели развития интеллектуальной сферы учащихся, пользуясь научно обоснованной номенклатурой целей; 3)ра­зработка учебных проблем возможна на основе анализа учебного мате­риала и выявления противоречивых фактов; формулировка учебных проблем производится в виде вопросов, задач, заданий; постановка учебных проблем в процессе обучения осуществляется чаще всего в ре­зультате проблемной ситуации; 4)создание и разрешение проблемных ситуаций осуществляется в соответствии с логикой проблемного обу­чения по схеме: выявление противоречия (создание проблемной ситу­ации) формулирование проблемы - выдвижение гипотез - поиск спосо­бов решения проблемы - решение проблемы - проверка правильности решения - формулирование выводов - применение знаний как по образ­цу, так и в незнакомых условиях; 5)анализ деятельности учителя и уча­щихся осуществлять с учетом достигнутого уровня знаний, развития и воспитанности учащихся.
Условия реализации принципамогут способствовать во-первых, эффективности деятельности преподавателя и, во-вторых, успешности деятельности учащихся. Рассмотри эти условия.
1)Реализация принципа проблемности будет эффективной, если преподаватель будет учитывать одновременно все его требования и применять в комплексе соответствующие им правила. Логика самого процесса проблемно-развивающего обучения подсказывает, что лучше реализовать целостный подход к его подготовке и организации, чем акцентировать внимание на какой-либо его функции. Немаловажным условием успешности работы преподавателя является использование им разработанных педагогикой диагностических методик, номенкла­туры целей, приемов создания проблемных ситуаций, способов струк­турирования учебного материала, способов взаимодействия с учащи­мися, средств анализа и самоанализа процесса и результатов обучения. При организации проблемного обучения важно уметь определять и выбирать то соотношение действий педагога и учащихся, которое яв­ляется оптимальным, наиболее подходящим для конкретных условий. Это умение основывается на знании сущности и возможностей методов проблемного обучения.
К сожалению, в практике еще нередко бывает, что процесс проб­лемного обучения оказывается на уроке с существенными “пробела­ми”. Создана проблемная ситуация, поставлена учебная проблема, рас­смотрены новые понятия, раскрыт смысл изучаемых явлений... Каза­лось бы, все в порядке, однако не всегда организация проблемного обучения приводит к развитию у учащихся составляющих интеллектуа­льной сферы. В чем причина? Дело в том, что процесс проблемного обучения отличается от любого другого тем, что протекает по особым этапам: создание проблемной ситуации - высказывание предполо­же­ний в ответ на проблемный вопрос - постановка учебной проблемы - выбор способа ее решения - решение проблемы - проверка правиль­ности решения. Здесь названы основные этапы, они логически связаны между собой, и стоит только опустить какой-либо из этапов, процесс проблемного обучения будет нарушен, окажется неполноценным имен­но с точки зрения реализации закономерностей развития школьников. Поэтому существенно важно соблюдение следующих условий: а)ока­зывать помощь учащимся на всех этапах учебно-воспитательного про­цесса; б)предусматривать вариативность учебных и других проблем и способов их решения; в) информировать учащихся о сути познаватель­ных действий, о репертуаре мыслительных операций; г)побуждать уча­щихся к осознанию своих действий на основе рефлексии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.