Конспект лекций по предмету "Психология"


Наличие соответствующих знаний и умений.

Изэтого условия вытекает, что обучение понятиям следует начинать ознакомлением учащихся со свойствами, отно­шениями и функциями объектов, на которые опираются изучаемые понятия. Так, например, структурный приз­нак млекопитающих — молочные железы — становится понятен только при знании общих функций всего живо­го — размножения и питания. Здесь следует заметить, что речь идет не об отдельных конкретных животных, а о необходимых свойствах всего живого. Поэтому в рамках рассматриваемой концепции обычно требуютначинать обучение с наиболее общих понятий, т. е. самых общих структурных свойств изучаемой области действитель­ности.
Так, например, изучение математики в школе требуют начинать не с понятия числа и арифметических действий над числами, а с самых общих понятий; множества, от­ношений множеств, операций над множествами и т. д. Это — дедуктивный путь обучения понятиям, прямо про­тивоположный ассоциативной индуктивной методике. В последние десятилетия он успешно исследуется в на­шей педагогической психологии и за рубежом. Многие авторы (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Дж. Бруннер и др.) отмечают, что этот путь дает очень хорошие ре­зультаты. Правда, накопленный экспериментальный ма­териал еще не дает оснований для окончательных выво­дов. Но он доказывает, что дедуктивный путь обучения понятиям, по крайней мере, возможен. Причем, даже с самых первых этапов начального обучения.
Аналогично обстоит дело с умениями. Многие иссле­дования показали, что само творческое мышление поль­зуется определеннымиприемами поиска и обнаружения структурных свойств и, соответственно, понятий, которые пригодны для решения поставленных проблем. Область психологии, изучающая эти приемы, получила название эвристики (от слова «эврико» — нашел). Подробнее мы рассмотрим се в следующей лекции. Здесь же отметим, что отсюда вытекает важный вывод: чтобы облегчить успешное и правильное формирование понятий, учащих­ся следуетучить тем приемам, с помощью которых оно осуществляется.
4. Предварительный анализ сущности мыслительной задачи и оценка возможных ее решений. Этот фактор инвентивного образования понятий подробно исследовался Дункером. Он показал, что понятие образуется быстрее и правильнее, если учащийся осознает, для чего оно нуж­но. какие задачи позволяет решать, к каким-областям действительности относится и т. д.
5. Направленность мышления. Психологи Манер и Вертгаймер доказали многочисленными эксперимента-ми, что только желания, прилежания и знания зачастую не­достаточно для образования у учащегося правильных понятий. Нужно, чтобы мышление было направлено на соответствующие функции и признаки объекта. Так, на­пример, если мышление ученика направлено только на смысл членов предложения, он выделяет в подлежащем лишь семантическую функцию — «обозначает предмет, который действует». Отсюда ошибки, вроде той, когда в предложении «Книга читается детьми» ученик считает подлежащим слово «детьми» (Они ведь совершают дей­ствие над книгой!).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.