До сих пор мы рассматривали, так сказать, только «путь вверх» — от реальных вещей — к отображению их отношений в понятиях, от предметных действий — к их отображениям в мыслительных операциях. Но, как мы видели, уже на уровне животных все «духовные» знаковые процессы имеют весьма земную практическую почву и назначение. Дифференцировка отношений и формирование операций имеют конечным назначением обеспечить правильный перенос действий. Их цель—применение имеющегося опыта для успешного решения новых задач, которые ставит перед организмом окружающий мир. Шире — для успешного приспособления поведения к условиям среды.
И у человека конечная цель всей его интеллектуальной деятельности — обеспечить успешное решение разнообразных сложнейших задач, которые ставит перед ним производственная и общественная практика. Шире — для успешного регулирования его целесообразной деятельности и поведения в отношении к природе и обществу.
Для достижения этой цели необходимо реализовывать идеальные решения, полученные через оперирование знаниями и понятиями, в практических действиях, применительно к конкретным предметам, ситуациям и задачам. Короче — прилагать знания и понятия к осуществляемой деятельности, использовать их для решения конкретных задач. Способность осуществлять эти процессы называют умениями,
Таким образом, интеллектуальное научение в его высшей форме можно считать полным, если оно включает такженаучение умениям. Этот вид научения широко исследуется сегодня многими советскими психологами (Н. Ф. Талызина, Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда и др.).
Из описанной теории вытекает следующая основная модель указанного вида научения:
1. Сущность —формирование у учащегося способов целесообразного регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и структурой конкретной ситуации.
2. Содержание —освоение операций и действий, необходимых для:
а) выявления в конкретной проблемной ситуации известных ученику общих отношений, а также особенностей их проявления в задаче;
б) определения па этой основе идеальных и практических действий, нужных для ее решения;
в) исполнения этих действий в форме и последовательности, соответствующих особенностям ситуации.
3. Условия: а) выделение в ситуации ориентиров, определяющих характер отношений, имеющих в ней место и существенных для поставленной цели;
б) соотнесение этих отношений с операциями, необходимыми для ее целесообразного преобразования;
в) соотнесение содержания действий с конкретным характером объектов и явлений, участвующих в задаче.
г) исполнение этих действий;
д) контроль результатов, сопоставление их с идеальной целью, выявление причин отклонений и путей их устранения.
ЛЕКЦИЯ II. Учебная деятельность. Её источники, структуры и условия