Конспект лекций по предмету "Богословие"


Триадологическое учение св. Василия Великого.

Главные оппоненты Евномий и Македоний в сущности продолжали ересь Ария тик или иначе ее модифицируя т.е. признавая Сына и Духа самостоятельными реальностями, чем они отличались от савелиан и др. модалистов. Последние оказывались признавать нетварность Сына и Духа и общая линия Православия по отношению к этим лжеучениям была — утверждать, что наше спасение не м.б. совершено тварью, что особенно подчеркивал Афанасий Ал-й, т.к. наше спасение есть обожение. А тварь не может сделать Богом. Значит, тот, кто делает Богом — Сын и Дух — сами Бог. Это основная линия.
Св. ВВ также доказывает божественность Сына и Духа, т.к. появилась еще ересь Евномия, к-я соглашалась принять православное учение о Сыне и Отце, но продолжала арианство в отношении Духа. Вот напр. характерное выражение о божественности Св. Духа св. Василия Великого (Слово против Евномия): “Ибо как в веществах горючих причине от которой они горючи необходимо быть горючею и как во святых причине от которой они святы необходимо быть святою, так и в Богах: причине, от которой они — Боги, необходимо быть Богом.
Через присвоение и через какой либо отличительный знак сыноположенные Истинным Богом суть сыны приусвоенные, а не истинные, ибо всякая вещь берется от природы и действительности, есл иже тот кто по естеству, существенно рожден от Бога — не Сын, как говорят сие не признающие единосущие евномиане, то где найдут для себя место сыны по присвоению?
Справедливо стал бы иной оплакивать сие: если самое имя нашего Спасения, т.е. христиане ведет начало от твари производится. И если через раба имеем сыноположение (тварь не освящает твари), но все освящается Единым Святым который говорит о Себе: Аз свящу себе. Освящает же Он через Духа, как показано сие выше, посему — Дух не тварь, но образец святости Божией и источник святыне для всех. Мы призваны во святыне Духа как учит Апостол.
Итак, если говорить, что Бог живет через Духа то не явное ли нечестие утверждать, что сам Дух непричастен Божества. И если совершающих добродетели называем Богами как же творящий других Богами сам лишается Божества?”
Это комментарий на послание к Эфесянам: “О Немже всяко создание составляемо растет в Церковь, святую о Господе, о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом”
То, о чем до сих пор говорилось, представляло собой самые основные положения православного учения, как оно формулировалось против ариан. Но на той стадии, когда арианство стало представлять ересь Евномия, полемика значительно осложнилась. Это потребовало от православных гораздо более глубокой и подробной концептуализации их веры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.