Выступая против Ария в своем послании к епископу Адельфию, св. Афанасий пишет:
“Как тварь не была создана тварью, так тварь не могла бы быть спасена тварью, если бы Логос не был бы Творцом”.
Т.е. спасение твари не может совершиться без нетварного. Универсальность этого тезиса, который говорит нам о том, что такое спасение, что спасение — это Божественная жизнь, нетварная жизнь, и тварь ее в принципе не может дать.
В “Слове о воплощении Бога-Слова” Св. Афанасий говорит о том, за счет чего нас Христос спасает: наше спасение в собственном Его бесстрастии. Он принимает тело именно такое как наше, тело Адама. Оно спасает нас потому, что оно сохраняет и в нем действует бесстрастие Логоса.
Бесстрастие — состояние, когда отсутствует всякий вид страсти;
Страсть. Греч. и слав. термины выражают так много, что для передачи их на любом современном языке потребуется довольно много разных слов: страдание (напр., грядый Господь на вольную страсть), все что претерпевается невольно, но также и страсти — тоже невольное состояние, но по причине свободного уклонения ко злу, греховные страсти.
Не случайно это все выражается одним понятием, а не несколькими, т.к. именно следствием греховной страсти — стало страдание; с другой стороны, страдание нужно чтобы нас исцелить от греховной страсти.
Это касается и тех страданий, которые каждый испытывает в своей личной жизни и тех страданий, которые за нас претерпел Господь.
Благодаря тому, что Он по Божеству непричастен никакому страданию, то оказавшись в страждущем теле Он нас спасает.