Прагматизм (от греческого «прагма» — дело, действие) — направление в американской философии XIX—XX веков, представленное Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, У. Джемсом. Несколько упрощая, можно сказать, что для этих философов истина — не ответ на загадки природы, а инструмент успешного действия. Истина — это то, что полезно, что приносит выгоду. Прагматизм стал наиболее значительным вкладом американцев в философию. Считается, что в нем отражаются наиболее типичные черты американской ментальности: активность, практицизм, ориентация на будущее. Джемс, например, утверждая возможную полезность религии, писал, что вера людей в то, что Бог существует, может быть истинной, если само утверждение о существовании Бога будет удовлетворять духовные потребности людей. И в области этики нужно перестать говорить об абсолютных ценностях, она должна стать натуралистической и жизненно функциональной. Как и другие организмы, человек, с точки зрения У. Джемса, обладает удивительной живучестью. Причем в этом качестве он намного превосходит всех других, поскольку обладает развитым сознанием. Дело лишь в том, чтобы умело пользоваться этим преимуществом. Человек должен научить себя относиться к окружающему миру исключительно с прагматической точки зрения, чтобы «чувствовать себя во вселенной как дома». Как это сделать? Очень просто: в том потоке сознания, который проходит через наши головы, необходимо оставлять только те идеи, из которых мы можем извлечь практическую пользу для своей личной жизни. В практической выгоде той или иной идеи Джемс и видел ее истинность. Что же касается прочих идей, то они должны быть безжалостно отброшены в сторону, поскольку лишь отвлекают нас от борьбы за существование. Среди идей, приносящих выгоду, Джемс в числе прочего называл идею Бога. Дело не в том, существует Бог или не существует, а в том, что вера в него помогает человеку преодолевать жизненные препятствия.
Прагматический метод, с точки зрения его апологетов, — это прежде всего метод улаживания философских споров, которые иначе могли бы тянуться без конца. Представляет ли собой мир единое или многое? Царит ли в нем свобода или необходимость? Лежит в его основе материальный принцип или духовный? Все это одинаково правомерные точки зрения на мир, и споры о них бесконечны. Прагматический метод в подобных случаях пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практическое следствие. Какая получится для кого-нибудь практическая разница, если принять за истинное именно это мнение, а не другое?
Если мы не в состоянии найти практической разницы, то оба мнения (противоположных) означают по существу одно и то же, и всякий дальнейший спор здесь бесполезен. Серьезный спор возникает только в том случае, когда мы можем указать на какую-нибудь практическую разницу, вытекающую из допущения, что права какая-либо одна из сторон.
Если кажется, что религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни, то, с точки зрения прагматизма, они будут истинны в меру своей пригодности для этого. Что же касается вопроса о том, можно ли им приписать большую меру истинности, то решение его будет целиком зависеть от их отношения к другим истинам, которые тоже должны быть признаны.
Если бы перед нами был какой-либо иной, лучший образ жизни и если бы вера в какую-либо идею помогала нам вести этот образ жизни, тогда действительно было бы лучше верить в эту идею, исключая, разумеется, тот случай, когда вера в нее пришла бы в столкновение с другими, более важными, жизненными интересами.
Прагматизм, с точки зрения У. Джемса, расширяет поприще для искания Бога. Рационализм прилепляется к логике и к небесам. Эмпиризм прилепляется к внешним чувствам. Прагматизм же готов остановиться на чем угодно, готов следовать и за логикой, и за чувствами, считаясь с самыми скромными, самыми личными переживаниями. Прагматизм готов считаться и с мистическим опытом, готов принять Бога, живущего в глубочайшей тьме личной жизни, если этот опыт имеет практические следствия.
Истиной прагматизм признает то, и это единственный для него критерий истины, что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Прагматизм давно уже стал нравственным принципом очень большого числа людей во всем мире, а не только американцев. Когда говорят, что человек прагматически относится к окружающим или к каким-нибудь проблемам, это означает, что этот человек стремится делать только то, что ему выгодно, что приносит успех или, по крайней мере, гарантирует ему безопасность. Всегда были очень сильными прагматические тенденции в политике — можно и нужно, потому что выгодно, поддерживать дипломатические и торговые отношения со странами, даже если там господствуют человеконенавистнические режимы. В этом отношении прагматизм является разновидностью утилитаризма.