Конспект лекций по предмету "Философия"


Эгоизм.

Эгоизм (от латинского «ego» — Я) — принцип жизненной ори­ентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой сво­ей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, — писал О. Уайльд, — это единственный роман, длящийся по­жизненно». Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма. Если нравственно воспитанный человек руководствуется прави­лом «Поступайте с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами», то для эгоиста главный принцип: «Поступайте с людьми так, как они поступают с вами».
Конечно, ни один человек не бывает эгоистом в чистом виде в том смысле, что стремится исключительно к собственному благопо­лучию и совершенно нечувствителен к положению других. Всегда существует хотя бы небольшое число лиц, например родственники и друзья, которым человек всегда готов помогать. Принцип эгоизма был признан в Новое время в качестве универсального мерила дея­тельности, прежде всего деятельности хозяйственной. Сам термин «эгоизм» возник в XVIII веке. Предполагалось, что человек, стре­мясь к собственной выгоде, например, строя завод, тем самым по­могает развитию общества.
Очень ярко вскрыл сущность эгоизма английский философ и врач (француз по происхождению) Бернард Мандевиль (1670—1733). В своем сатирическом произведении «Басня о пчелах» он писал, что социальное поведение основано на себялюбии. Себя­любие как разгул эгоизма является мощным стимулом, движущей силой поступков, подлинным базисом всего общества. Себялюбие есть не что иное, как самосохранение, борьба индивида за жизнен­ные средства и против противостоящих ему интересов других лю­дей. Себялюбие создает общую атмосферу тщеславия, которая це­ментирует общество. Каждый стремится к тому, чтобы заслужить признание остальных. Потребность индивида в признании других людей порождает моральное притворство и условности моральной жизни. Забота о благе других, любовь к другим, благотворитель­ность — все это только вывеска, за которой скрывается любовь к себе, чистый и последовательный эгоизм.
Эгоизм личности обнаруживается во всех социальных и возрас­тных группах и во всех сферах бытия. Он причиняет своим жертвам боль и страдания, моральный и материальный ущерб, порой даже ломает судьбы людей, разрушает коллективы и организации. Разве мы не слышим жалобы на чрезмерное себялюбие и своекорыстие наших детей, родителей, стариков, руководителей, бизнесменов? Разве не сталкиваемся с беззастенчивым игнорированием наших чувств, нужд, желаний? Разве не встречаем циничное корыстолюбие в области распределения благ и вознаграждений? Нередко упрекают партнеров, коллег, родственников и даже друзей в том, что они ду­мают лишь о себе, дружат только по соображениям пользы, тянут все на свою сторону и пр. Эгоизм по своей природе безграничен, писал А. Шопенгауэр, человек безусловно желает сохранить свое су­ществование, желает, чтобы оно было свободно от страданий, жела­ет возможно большего благосостояния и всякого наслаждения, к ка­кому он способен. Все, что этому противодействует, вызывает не­удовольствие, гнев, ненависть. Человек желает все иметь, но так как это невозможно, то он желает хотя бы всем повелевать. «Эгоизм ко­лоссален — он возвышается над миром, — не без основания писал пессимист А. Шопенгауэр. — Ибо если бы каждому отдельному человеку был предоставлен выбор между его собственным уничтоже­нием и гибелью всего мира, то мне нет нужды говорить, куда, в ог­ромном большинстве случаев, склонился бы этот выбор».( Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики // Шопенгауэр А. Собр. соч.в б т. Т. 3 М., 2001. С. 440.)
Это качество точно описано Э. Фроммом: «Быть эгоистом — оз­начает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими- что я должен стать жад­ным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антаго­низм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разо­рить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать, никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше...»( Фромм Э. Иметь или быть? М , 1986. С. 37)
Эгоизм — крайняя форма индивидуализма. Этика эгоизма, в от­личие от этики заботы, полностью игнорирует чувства и интересы окружающих. В этом смысле этику заботы можно назвать социаль­ной, а этику эгоизма — антисоциальной.Таким образом, мотивы своекорыстной личности отражают лишь ее собственные потребно­сти, ее индивидуальные устремления. Вот почему эгоист фокусирует все свои способности только на собственных чувствах и потребно­стях, правах и контрактах, считая их самыми важными на свете. Для себялюбивого человека, как правило, единственная реальность — лишь его собственное Я. Один из апологетов эгоизма, Макс Штирнер, писал: «Для эгоиста нет ничего настолько высокого, чтобы он унизился перед ним, нет ничего настолько самостоятельного, чтобы он жил ради него, нет ничего святого, чтобы он пожертвовал собой для него». ( Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков, 1994.С. 282-283).
Эгоизм возрастает в угрожающих масштабах именно в периоды социальных катаклизмов, экономических кризисов, войн, когда в обществе острее ощущается скудность ресурсов выживания, когда ослаблена система контроля и расширены границы дозволенного.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.