Теперь попробуем приложить эти общие положения к научению человека, учитывая его особенности и отличия.
Теорию и глубокое исследование сигнификативных, т. е. знаковых отношений в психической деятельности и научении человека осуществил советский психолог Л. С. Выготский. Он подчеркнул, что важнейшее отличие психической деятельности человека заключается в появлении у него новой особой формы отражения реальности — понятий. Это — отражения связей, отношений, структур реальности. Они — не генерализации внешних признаков на основе их ассоциативного объединения. Такие генерализации представляют собой лишь житейские «псевдопонятие», с которых начинается мышление ребенка и которыми ограничивается обыденное наглядное мышление. Настоящие научные понятия выражают собой сами существенные объективные отношения и структуры вещей и явлений. Они как бы проникают глубже видимой физической, психологической, логической или функциональной смежности вещей и отражают, в чем заключается эта смежность, что лежит в ее основе.
Так, например, обыденное житейское «псевдопонятие» света представляет собой обобщенное представление чего-то светящегося: или образ лучей, или светлого поля и т.п., т.е. отражение того общего, что объединяет восприятия, связанные со светом. Истинное научное понятие света, как электромагнитных волн длиной от 400 до 800 миллимикронов, не содержит в себе уже ничего наглядного. Оно отражает саму реальную причину психологической смежности всех ощущений, объединенных «псевдопонятием» света. Оно отражает саму структуру тех реальных процессов, которые объединяются понятием «свет».
У человека, вернее у человечества, существует специальнаясистема знаков для обозначения отношений, структур и связей вещей, явлений и их свойств. Этоязык,т.е. слова и их отношения.
Уже И. П. Павлов отмечал, как мы видели, это коренное отличие человека. Но Павлов рассматривал лишь сигнальную функцию слов. Он видел в них физические сигналы, которые связываются, ассоциируются с определенными раздражителями или свойствами раздражителей (т. е. с вещами или свойствами вещей, которые действуют на органы чувств).
Но слова не просто сигналы, не просто обозначения воздействий, которые человек испытывает со стороны внешнего мира. Они — код отношения вещей. Они — знак самих отношений, освобожденных от чувственных образов предметов, которые могут находиться в таких отношениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно попытаться «представить» себе значения таких слов, как, например, «интеграл», «логарифм», «электричество», «мужество» и т.д. Их нельзя непосредственно представит, а можно только понять.
Таким образом, в словах, в языке мы имеем средство, орудие, которое освобождает познание от привязи к чувственному опыту, к отдельным конкретным воспринимаемым вещам. Орудие, которое дает возможность психике отражать и закреплять общие связи, отношения и структуры вещей сами по себе.
Общее, которое реально существует только в единичном, выделяется с помощью слова, отображается в психике само по себе, как значение этого слова.
Но слова создаются не отдельным человеком, а обществом в целом (конечно, творчеством отдельных людей). Они обозначают опыт и знания, накопленные всем обществом. Поэтому освоение человеком понятий, обозначаемых словами, представляет собой одновременно освоение знаний об общих свойствах реальности, накопленных человечеством в ходе его деятельности. Оно представляет собой также освоение отношения общества к этой реальности (ценностей, идеологии, культуры и т.д.).
Таким образом, знания на этом высшем, языковом уровне выступают какпонятия и связи понятий, закрепленные в словах и сочетаниях слов. Научение знаниям на этом уровне выступает какнаучение понятиям.
Из описанной концепции вытекает следующая основная модель такого научения.
1. Сущность — формирование у учащегосяпонятий, отражающих существенные отношения реальности.
2. Содержание — обнаружение существенных отношений реальности, их выделение и закрепление в словах.
3. Условия: а) выделение, абстрагирование отношений объектов, существенных для тех или иных сторон общественной практики;
б) обнаружение общности и существенности этих отношений;
в) закрепление этих отношений в словах. 4.Основа: образование информационного отношения между понятиями и словами, которые их означают. По-видимому, нет нужды подчеркивать исключительную важность такого понимания научения. Оно вводит в педагогическую психологию и объясняет многие важнейшие факты обучения человека. Факты, которые известны каждому педагогу, но оставались за бортом условно - рефлекторных и ассоциативных концепции научения.
В частности, оно вводит в процесс наученияслово и речь, как орудия научения в дополнение к восприятию и наблюдению, которыми фактически ограничивались предыдущие концепции.
Оно утверждаетпонимание и понятия, как результаты научения, в дополнение к запоминанию и представлениям, достаточным для ассоциативного научения.
Оно включает в источник наученияобщественный опыт человечества, закрепленный в науке, культуре и идеологии, вместо ограничения личным опытом учащегося.