После идентификации поставщиков, основываясь на:
■ целях планируемого тура;
■ потребностях членов фокус-группы;
■ уровне конкуренции на рынке;
■ опыте и рыночных возможностях туроператора;
■ договорной базе и личных связях работников туроператора;
■ финансовых возможностях оператора;
Туроператор принимает решение о возможных схемах взаимного сотрудничества по организации тура с идентифицированными им поставщиками. Примерами таких схем могут быть[5]:
Поставщик туристическихуслуг
Возможные схемы взаимной работы поставщика тур-услуг и туроператора
Авиакомпания
1.Продажа билетов на регулярные рейсы.
2. Организация чартерного рейса.
3. Организация чартерных программ.
4. Единоличное или долевое участие в чартерных программах
Отели
1. Аренда отеля.
2. Покупка блока мест на условиях комитмента.
3. Покупка блока мест на условиях элотмента.
4. Безотзывное бронирование.
5. Приоритетное бронирование.
6. Работа на условиях повышенной комиссии.
7. Работа на условиях стандартной комиссии по разовым заявкам.
Железные дороги
1. Торговля железнодорожными билетами.
2. Формирование туристических поездов.
3. Формирование прицепных вагонов
Судовладельцы
Фрахт водного судна (единоличный или долевой)
Автопредприятия
1. Аренда автобуса (единоличная или долевая)
Экскурсионные бюро
1. Организация индивидуальных (групповых) экскурсий.
2. Организация экскурсий на собственном транспорте или транспорте экскурсионного бюро
Любые схемы сотрудничества с поставщиками услуг, выбранные туроператором, как наиболее подходящие для организации планируемого тура, должны быть документально оформлены задолго до начала сезона, поскольку совместная работа оператора и поставщика тур-услуг является особым юридическим событием, приводящим к появлению новых прав и обязанностей обоих сторон.
Документирование чаще всего осуществляется в подписании договоров (контрактов) о совместной работе туроператора и определенного поставщика тур-услуг.
Неотъемлемыми реквизитами этих договоров являются:
■ полное наименование, форма собственности, юридический и фактический адреса, банковские реквизиты и контактные телефоны сторон;
■ место и время заключения договора о сотрудничестве (местом заключения могут выступать как родные города оператора и поставщика тур-услуг, так и нейтральная территория, например, место проведения туристической выставки);
■ предмет договора (в котором кратко дается понятие целям, с которыми заключался договор, например, «Основываясь на взаимном стремлении к сотрудничеству, стороны договорились о следующем: ОПЕРАТОР осуществляет набор и отправку групп и индивидуальных туристов в Италию, ФИРМА обеспечивает организацию их пребывания в Италии»);
■ условия договора — подробное описание схем дальнейшего сотрудничества (формы работы - факсимильная, электронная; документооборот — форма заявок, подтверждения заявок и ваучера; формы расчетов; сроки подачи заявок и их подтверждения, формы сверки выполненных работ);
■ права и обязанности сторон;
■ общая стоимость контракта, порядок и сроки окончательного расчета (например, при покупке блоков мест, заказе чартера или фрахте судна);
■ ответственность сторон (обычно выражается в процентном соотношении от стоимости контракта);
■ определение контактных и ответственных лиц;
■ форс-мажорные обстоятельства;
■ длительность контракта и условия его пролонгации;
■ печати и подписи сторон.
Договоры между туроператором и поставщиками тур-услуг подписываются в двух (или более) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. С иностранным поставщиком туристических услуг договор заключается на двух языках (может применяться параллельный перевод в тексте контракта).
Необходимо отметить, что туроператор обязан иметь контракты с поставщиками абсолютно всех услуг, задействованных в тур-пакете. В противном случае, в проведении сертификации качества этого тура соответствующими органами государства может быть отказано.