МДК 05.01 Теория и практика сестринского дела
Занятие №10 Лекция
Тема 1.6.1. Общение в сестринском деле.
Студент должен иметь представление:
- опонятии общения
Студент должен знать:
-уровни общения;
- функции общения;
- цели общения
- типы общения
- элементы эффективного общения
Самостоятельная работа:
Составление тематических кроссвордов
Лекционный материал
Обще́ние (коммуникация)— процесс установления и развития контактов между живыми существами, порождаемый потребностями совместной деятельности,… Общение - все способы поведения, которые один человек использует сознательно… Общение в сестринском деле - обмен информацией и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Процедура общения
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с… 2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
А) внешний вид, манера держать себя, одежда.
Б) выражение лица, мимика и жесты ("язык тела").
"В октябре 1983 г. в Дербенте скоропостижно скончался мой односельчанин и дальний родственник, пожилой человек, которого я давно лечил от…
В) Положение тела в пространстве по отношению к пациенту
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
- интимное - менее 40 см,
- личное - 40см -2м,
Г) Время общения
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопится, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность.
Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь.
К невербальному типу общения примыкают также Паралингвистические эффекты: пауза, интонация, возгласы и восклицания, тон, звучность, тембр голоса, дикция, скорость речи.
Различают 5 стилей общения:
1) давления (авторитарный, директивный, властный) называют стиль лидерства, при котором лидер действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами группы, сосредоточивает основные функции управления у себя в руках;
2) уступки, приспособления (конформизм) означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными
интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны
отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на
некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, вернуться
к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или
каким-либо иным образом;
3) компромисса (суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках) суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться;
4) сотрудничества (можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны) наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху как в делах, так и в личной жизни. Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным;
5) избегания, уклонения - реализуется обычно, если конфликт не
затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь
важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.
Эффективность общенияопределяется двумя критериями:
а. Деловой (достижение целей и задач каждого в общении).
б. Межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место не только реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Схема элементов эффективного общения.
Подтверждение
канал
Отправитель сообщение получатель
Отправитель – человек, передающий информацию;
Получатель –человек, принимающий сообщение;
Сообщение – информация, посылаемая отправителем;