сфера, индивидуально-психологические особенности)
В специальной психологической литературе, как и в обыденном человеческом взаимодействии, часто употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Содержательно данные понятия тесно переплетены между собой, но их соотношение с психологическим понятием «личности» позволяет более полно раскрыть последнее. Более того, личностью можно стать лишь в обществе, формируясь и развиваясь в той или иной системе общественных отношений.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития – к человеческому роду. В этом понятии утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида гомосапиенс. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (рост, цвет глаз, телосложение и т.д.), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (типа темперамента, физических и психических особенностей, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта).
Человек, будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным морфологически развитым организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Человек приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Личность – это человек, выступающий как субъект познания и преобразования мира. Это человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Активная разработка проблем личности началась с конца 30-х годов 20 столетия. Ко второй половине 20 века сложились различные подходы к исследованию личности: бихевиористская, биогенетическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
Бихевиористская теория исходит из доминирующей значимости тех или иных моделей поведения в формировании личности.
Биогенетически ориентированная теория связывает развитие человека и его личности с его онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в ней филогенетической (исторически обусловленной) программой.
Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом, анализирует поведение личности исходя из глубинной структуры подсознания, выделяя сексуальную энергию в качестве основного движущего фактора.
Самосознание З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, считая что лишь незначительная часть того, что характеризует его как личность, осознается им актуально. Человек в состоянии правильно понять и объяснить только небольшую часть своих поступков. Только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволят проникнуть в бессознательное и снять напряжение.
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процесса социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологическое возрастное изменение личности зависит от изменений в общественном положении, социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности индивида.
В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.
Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.
Когнитивная теория личности. Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
В отечественной психологии в качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности предлагается историко-эволюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социальные факторы выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности.
Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский. Первая российская классификация личности была предложена Лазрским в 1915 г. В его основу был положен принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности»индивида, под которой понимался «прирожденный запас физических и духовных сил», «запас его нервно-психической энергии», его психической активности. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре либо внешних либо внутренних источников развития, что позволило ему разделить всех людей на 2 большие группы с преобладанием эндопсихическихили экзопсихическихпроцессов.
Но человек – это не только личность, но и организм, вершина филогенезе живых существ. Элементами человеческой структуры, взятой как единое целое, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Все множество свойств человека труднообозримо, им посвящены отдельные области знания и учебники эмбриологии, гистологии, анатомии, физиологии и психологии. Такие науки, как социология, этика, право и педагогика, тоже изучают некоторые социально значимые свойства человека. Индивидуальных особенностей человека еще больше, и их описания содержат произведения художественной литературы и искусства. Более глубоко эти вопросы освещаются в отдельной отрасли психологического знания – персонология (персона - личность, личина, маска – от актерской профессии).
Такой структурный подход позволяет разобраться в этом множестве свойств и особенностей человека, не только «разложив их по полочкам» подструктур первого, второго и последующего порядков, но и вскрыв связи и взаимоотношения этих свойств.
Первая категория кратковременных психических процессов относится к познавательной сфере человека – это ощущения, восприятия, представление, память, мышление, воображение и др., которые определяются относительной кратковременностью их протекания. Ни один психический процесс не может, оставаясь самим собой, проткать более или менее долго.
Вторая категория – психические состояния: бодрость, усталость, активность, пассивность, раздражительность, настроение и т.д. Они протекают длительнее, чем психические процессы. Довольно долгое время на психическое состояние обращали внимание только патопсихологии, заслуга их же разностороннего изучения в общей психологии принадлежит нашему соотечественнику Н.Д. Левитову – его основной научный труд - «О психических состояниях человека. М., 1964.
Третья категория психических явлений – психические свойства личности. Они наиболее стойки, хотя способны видоизменяться в результате биологического развития человека в течение всей жизни. Иногда это происходит в результате заболевания, но чаще под влияние социальных условий, прежде всего воспитания и самовоспитания.
Необходимость оценки различных психических процессов, свойств или состояний личности именно с позиций права порождает целый ряд вопросов, не свойственных никакой другой отрасли психологии, кроме юридической, и, следовательно, составляющих ее специфическое содержание, например, «способность полностью осознавать значение своих действий», вопрос о том, могли ли те или иные особенности характера и личности способствовать совершению противоправных действий и др.
В психологической науке прочно утвердилось положение о том, что любая реакция человека, весь строй его внутренней жизни зависят от тех особенностей личности, которые сформировались у него в процессе его социального опыта, - от его потребностей и мотивов, интересов и установок, т.е. системы отношений к действительности. Для того чтобы понять действительную психологическую природу того или иного свойства, в том числе и профессионально значимого, т.е. определить, какую функцию оно выполнить в процессе деятельности, необходимо рассматривать это свойство в личностном аспекте – с точки зрения мотивов и целей этой деятельности. Для настоящего личностного подхода необходимо исследование каждого отдельного свойства в аспекте личности в целом.
Установлена также зависимость протекания отдельных психических процессов от тех потребностей и мотивов, которые побуждают человека к осуществлению этих процессов. При этом, как отмечает С.Л. Рубинштейн, эта зависимость выражается трояким образом: «Во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти и внимания…Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого и т.д.
Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что они, … не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности…
Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».
Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.
Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:
- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;
- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;
- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;
- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;