Аристотель из Стагира — великий древнегреческий философ и ученый-энциклопедист. Ученик Платона, подвергший критическому переосмыслению многие его идеи. Создал свою философскую школу «перипатетиков» (по названию крытых галерей — peripatos, служащих лекционным залом в Ликее, Афины). Его сочинения сохранились почти полностью и оказали в дальнейшем определяющее влияние на становление и развитие не только философии и науки, но европейской культуры в целом. Основатель формальной логики, основные труды — «Категории», «Аналитики», «Топика». Разработал «первую философию» — учение о причинах и началах бытия и знания в сочинении, получившем позже название «Метафизика» («следующая за физикой»). Главные естественнонаучные сочинения — «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «Метеорология», а также труды по биологии и психологии. Глубокие исследования общества, его политических, экономических и этических проблем осуществлены в «Политике» (8 книг), «Экономике» (3 книги), «Никомаховой этике» (10 книг). До сих пор имеют значение его работы по риторике и поэтике.
Аристотель, будучи величайшим из учеников Платона, в то же время был не согласен с философской концепцией платонизма, что нашло выражение в следующих его словах: «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит мне отдать предпочтение истине».
Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учением именно Платону.
Аристотель первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах, и вторую философию, предметом которой является природа. Предмет первой философии, исторически получивший название «метафизика», не природа, а то, что существует сверх нее — сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. Первая философия и была в понимании Аристотеля философией в собственном смысле слова, тогда как физика, или учение о природе, тоже была философией, но второй.
Критически оценивая предшествовавшие философские взгляды, он формулирует свое представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.
Иначе говоря, природа — это первичная реальность, которая непротиворечива и неизменна. «Природой называется тот материал, из которого или состоит, или возникает какая-либо из вещей».
Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы вылиться в какую-либо форму. Движущая причина (движение) проходит путь от материи вообще к конкретной материи. Под материей вообще Аристотель донимает возможность бытия, «бытие как потенцию». Человек же всегда имеет дело с конкретным проявлением материи, т. е. вещью. Иначе говоря, вещи — это реальная действительность, а то, из чего они состоят (материя) — это, возможное, потенциальное бытие.
Форма выполняет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма предстает как сумма свойств, отличающих один предмет от другого и является сущностью как предмета, так и бытия в; целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Таким образом у Аристотеля, в отличие от Платона, сущность и вещь не существуют в отрыве друг от друга. Вещь существует лишь, если есть форма. В то же время Аристотель допускает существование «материи вообще» как некой, актуальности, из которой, когда ей придается форма, возникают конкретные вещи. Также, полагает он, существует и «форма вообще» — это не что иное, как «форма форм» или Бог.
Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель резко критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, идеи, о которых говорит Платон, представляют собой лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Позиция Платона, считает Аристотель, затрудняет постижение реальной сущности вещей и не дает возможности понять природу изменчивости чувственно воспринимаемого мира. Сам же Аристотель полагал, что реально существующий мир постигается нашими органами чувств лишь частично, так как существует еще и сверхчувственный мир сущностей, доступный рациональному познанию.
Душа человека, как его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа над телом, разум над чувствами.
Полагая, что все живое обладает душой, Аристотель выделял три вида души.
Первая из них — растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.
Вторая — чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.
И, наконец, третья разновидность души — разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух, уже «познает и думает».
Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. В отличие от Демокрита он утверждает, что ты познаем только форму, но не материальный субстрат. И хотя ощущения дают нам знание только единичного, в нем потенциально содержится и знание, общего. Отсюда опыт есть только фундамент знания, но еще не само знание. Поэтому над опытом находится наука, которая и постигает общее.
Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Знание же законов мышления (логики) Аристотель сопоставлял с мудростью. Он по праву считается основателем формальной логики, которая успешно работает уже более двух тысячелетий.
Под диалектикой Аристотель понимал средство разрешения противоречия, с которым сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, по Аристотелю. Поэтому на уровне сущностей диалектика исчезает. Диалектика есть низший уровень логики и связана она с движением от знания единичного к знанию общего. На уровне сущности действует не диалектика, а логика (аналитика).
Сущность государства и государственного управления
Теоретическое наследие Аристотеля (384-322 до н.э.) имеет большое значение для теории и практики государственного управления. Сочинения Аристотеля сохранились почти полностью и оказали определяющее значение на формирование и развитие европейской философии, а такие работы как «Политика» (8 книг), «Никомахова этика» (10 книг), «Афинская полития» (состоит из 2 частей), «Экономика» (3 книги) вошли в золотой фонд источников по современному осмыслению феномена политики, природы государства и государственного управления.
Особое значение в творческом наследии Аристотеля имеют «Политика»и «Афинская полития». «Политика» чуть больше по объему и разделена на восемь книг, «Афинская полития» состоит из двух частей. Первое – чисто теоретическое исследование, напоминающее «Государство» или «Законы» Платона. Второе – почти конкретно-социологичекий анализ политических процессов, институтов и государственного строя Афин с VII до V века до н.э. (первая часть) и конца IV века до н.э. (вторая часть). Подчеркнем, что то и другое произведение в сильной степени связано с реальной жизнью греческих полисов, «пропитаны» духом античной эпохи. Тем не менее, колоссальный интеллектуальный ресурс указанных произведений позволяет выделить наиболее значимые для наших целей идеи и положения.
· Аристотель открыл естественный, мирный путь образования государства (синойкизм) из сельской общины в городскую гражданскую. Прежде чем определить государство, Аристотель сначала определяет гражданина, потому что возникновение государства он связывает с инстинктивным стремлением людей к общению. Причина государственных неурядиц и кризисов – в экономических корнях. Крайности в имущественном расслоении на богатых и бедных объясняются отсутствием среднего класса. Государство по существу и является высшей общностью граждан, удовлетворяющих стремление к наивысшему благу.
· Высшим выражением человеческой культуры является политика и общественно полезная политическая деятельность, которые основываются на этических принципах. В отличие от Сократа и Платона Аристотель видел нравственную добродетель не в правильном познании, а в доброй воле, нацеленной на практическую человеческую деятельность.
· Целью государства является счастье и благо граждан. Добиться этого невозможно без политического искусства, которое классифицирует формы государственного правления по двум признакам: по числу правящих лиц и по тому, преследуют ли они личную выгоду или общую пользу. Исходя из этого Аристотель рассматривает шесть форм государственного правления: три правильные – монархию, аристократию, политию и три неправильные – тиранию, олигархию, демократию.
С именем Аристотеля связано появление и обоснование таких идей как:
· идея культуры (политической, государственной); только народ, имеющий более высокую культуру, основанную на нравственности и гуманных началах, может рассчитывать на справедливую государственность;
· идея гражданственности, включающей в себя права – обязанности, долг, ответственность, причастность к жизни общины, определяющее значение голоса и воли народа;
· идея демократии (впервые в истории представление о возможности управления народа самим собой, включенности каждого в общественную жизнь);
· идея республиканизма (принцип выборности всех органов управления, не допускающую единовластия, наследственных монархий, деспотий, пожизненных сатрапий, окружавших греков со всех сторон света). Греки в лице Аристотеля культивировали коллективность, краткосрочность магистратур, подотчетность, контролируемость должностных лиц;
· человек у Аристотеля, прежде всего, «животное политическое», для которого жизнь в государстве является естественным состоянием. Благополучие государства обеспечивается средним классом, численность и политическое укрепление которого Аристотель считал гарантом целостности (блага) государства. Поэтому частная собственность (в средних размерах) должна охраняться государством.
Сущностью государства является объединение людей для достижения определенного блага. Основная задача государственного управления — самосохранение и стабильность общества, средством для этого является усиление среднего класса, борьба с нищетой и чрезмерным богатством.
Государство для Аристотеля не только политическая форма социальности, но и гарант сохранения высших общественных ценностей, этических норм, добродетелей. Политика в государстве тесно связана с моралью. Основой как политической, так и этической жизни он считал умеренность (избежание крайностей). Крайности (пороки), такие, как стремление к власти, роскоши и наслаждениям, — проявление «рабского образа мышления и паразитического образа жизни. Такой образ жизни недостоин свободного гражданина и государственного служащего, Недостаточно знать добродетели, необходимо им следовать. Подлинно свободной жизнью поэтому является жизнь деятельно практическая (политическая и управленческая деятельность) или теоретическая (познание, размышление). Именно такая жизнь обеспечивает достижение блага, гармонии общественных и индивидуальных интересов: счастья для индивида и справедливости для общества. Хотя политическое общение — высшая форма социальности, не меньшее значение для общения имеют семейные и дружественные связи людей.
Семья и община — формы, исторически предшествующие государству, но государство логически более развитая форма социальности. Общение людей Аристотель рассматривает в качестве структурообразующего принципа общества.
Значительное место в философии Аристотеля занимают этические проблемы. Именно после его трудов по этике она становится фактически самостоятельной философской дисциплиной. При этом, если Сократ основной принцип нравственности искал в «душе» человека, Платон — в мире божественных идей, то Аристотель выстраивал уже социальную систему моральных отношений и в общественных же отношениях искал основной принцип нравственности. В отдельном (изолированном от общества) индивиде не может проявиться нравственность, считал он, и только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Добродетельное поведение отличает его сознательный характер, доброе намерение и целенаправленность, прежде всего, на достижение справедливости. Справедливость же понимается Аристотелем как-то, что соответствует законам. Поэтому всякий, кто нарушает закон — несправедлив.
Современная философия управления достигла нового уровня понимания проблем, но вклад Аристотеля в концептуальное понимание теории и практики государственного управления неоценим.
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей, разнообразию и глубине постановки принципиальных вопросов определила развитие философской мысли на тысячелетие.
В философии Платона и Аристотеля наиболее ярко проявились черты античной культуры:
· политика для древних греков есть выражение социальной культуры, это общественно полезное творчество в рамках закона. По Платону и Аристотелю политика – это активная человеческая деятельность, имеющая целью достижение общего блага и удовлетворение социальных потребностей людей. Смысл политики и государственного управления – предотвращение социальных конфликтов, происходящих от противопоставления бедности и богатства, злоупотребления властью. Политика – «царское искусство» управления в рамках законности;
· важнейшей в теории государственного управления является ее этическая составляющая. Этика выступает основой политики и управления. Право, закон есть проявление божественной справедливости и добродетели. Поэтому акцент в государственном управлении делается не на насилие, принуждение, а на воспитание, образование, социально-культурное воздействие (пайдейа);
· Платон и Аристотель как социальные мыслители особое место отводили праву. Платон подчеркивал общеобязательность права в социальном общении, поскольку оно выражает божественную мудрость, позволяет решить проблемы совмещения индивидуальной добродетели и социальной справедливости. Аристотель рассматривал право, закон как основу жизни человека в государстве.