Индийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э. В это время в Индии началось формирование государств.
Древнеиндийское общество делилось на четыре варны:
- брахманы – жрецы;
- кшатрии – военная аристократия;
- вайшьи – земледельцы;
- шудры – ремесленники, домашняя прислуга.
Реальная власть была у кшатриев, однако брахманы имели огромный авторитет и влияние в обществе, т.к. только они были подлинными знатоками священных текстов и посредниками между естественным и сверхъестественным мирами.
Важнейший памятник древнеиндийской литературы – Веды. Веды – это религиозное мировоззрение и начало философского знания одновременно. Можно сказать, что в Ведах содержится индийская предфилософия.
В развитии древнеиндийской философии можно выделить два основных направления: ортодоксальное – признающее авторитет Вед, и неортодоксальное – отрицающее Веды. Каждое направление имело несколько школ, развивающихся параллельно. К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, школа чарваков.
Надо сказать, что в индийской философии, несмотря на такое разнообразие школ, можно выделить общую направленность. Все они (за исключением, пожалуй, чарваков) ищут путь спасения человека от земной жизни. Важнейшим понятием индийской философии является сансара – круговорот перерождений, переселение души после смерти в другое тело. Земная жизнь в большинстве философских школ Индии считается страданием, от которого надо освободиться. Цепочка перерождений продлевает путь страданий. Душа может переселиться не только в человека, но и в животное, и даже в растение. В какое тело после смерти переселится душа, определяется кармой. Карма – это ещё одно общее для всей индийской философии понятие. Карма – это общая сумма совершённых поступков и их последствий. Для того чтобы прервать круг перевоплощений и не возвращаться в мир страданий, надо освободиться от своей кармы. Путь освобождения – это путь самосовершенствования. Часто это путь аскетизма. Достижение внутреннего совершенства, полного духовного сосредоточения на своём внутреннем мире приводит к состоянию нирваны. Слово «нирвана» можно перевести как угасание, потухание. Это некое состояние высшего и полного просветления.
Из общего русла всей индийской философии выделяется, пожалуй, школа чарваков-локаятиков. Философия чарваков – это материализм.
Чарваки подвергли серьёзной критике всё мировоззрение Вед, все ведийские авторитеты и источники. Они критиковали и высмеивали религию и религиозные обряды, в т.ч. жертвоприношения. Если жертвенное животное попадает прямо на небеса, то почему тогда жертвователь не приносит в жертву своего отца? Ведь это прямой путь на небо, в рай. Чарваки отрицали продолжение жизни после смерти.
Первоначалами мироздания они считали материальные элементы: землю, воду, воздух и огонь. Из их различных сочетаний состоит всё: и живое, и неживое. Из сочетания этих элементов состоит и человек: и тело, и сознание. Когда тело умирает, оно распадается на эти четыре элемента. Вместе с этим распадом исчезает сознание, душа. Таким образом они объясняли невозможность переселения душ. Душа умирает вместе с телом. Она живёт один раз и больше никогда не возвращается.