Конспект лекций по предмету "Философия"


Многообразие видов знания. Основные признаки научного знания. Методы и формы научного познания.

Человек осваивает мир в различных формах, приближаясь к раскрытию сущности бытия. При этом в зависимости от степени приближения к бытию, которое само по себе разнообразно, можно говорить и о многообразии форм и типов знания.
С многообразием знания мы сталкиваемся на каждом шагу. Уже при изучении предметов - дисциплин в школе, затем в вузе ученик и студент изучают как науки естественные (физику, химию, биологию) и гуманитарные (историю, теорию художественной культу­ры, филологию, психологию), так и целый ряд других. К их особеннос­тям относится то, что все они представляют единую семью научного знания. Однако помимо научного существует еще обыденное зна­ние, представленное в виде так называемого здравого смысла. Важно не просто зафиксировать данное многообразие, но в нем разобраться, осмыслить его.
Прежде всего, возникает вопрос: откуда берется данное многообра­зие?
В общем смысле на него можно ответить так: многообразие зна­ния определяется многообразием самой действительности и форм ее освоения человеком.
Познавая мир, человек осва­ивает его, преследуя свои цели и удовлетворяя свои потребности. Поэтому разнообразие, знания имеет под собой причины как социального, так и субъективного порядка.
В истории философии преодоление этой дихотомии научного и вненаучного связывалось с понятием цельного знания, которое по своему существу представ­ляет собой смысловое соединение разнообразных, в пределе - бесконеч­ных представлений о вещи, дающих в итоге полную, всеобъемлющую картину ее бытия.
Таким образом, цельное знание — это знание, которое черпает свой материал в совокупном опыте человечества (чувственно-предметном, рациональном, физическом, психическом, художественном, политичес­ком, религиозном, нравственном, мистическом), представленном в не­расчлененном виде. «Цельное знание, - писал уже упоминавшийся нами ранее известный русский философ В. С. Соловьев, - по определению своему не может иметь исключительно теоретического характера: оно должно отвечать всем потребностям человеческого духа, должно удовлетворять в своей сфере всем высшим стремлениям чело­века». Потому у него должна существовать и особая форма постижения мира, которую В.С. Соловьев называет умственным созер­цанием (интеллектуальной интуицией).
По мере развития человечества цельность знания постепенно трансформировалась, ухо­дя на второй план: с эпохи Нового времени начинается бурная диффе­ренциация знания, в результате чего утрачивается, как отмечают мно­гие исследователи, цельная связь с миром.
Дифференциация знания, прежде всего научного, породила множе­ство новых проблем и заставила философов на новом уровне заняться исследованием его сущности и строения, уточнить, какими бывают (могут быть) знания вообще и по каким основаниям производить их классифицирование. Оказалось, что существует очень много видов зна­ния, которые, с одной стороны, образуют относительно самостоятель­ные группы, с другой же, очень тесно переплетаются друг с другом, так что едва ли возможна какая-либо однозначная систематика знаний.
Так, если мы возьмем за основание тот тип деятельности с которымсопряжено возникновение и функционирование знания то получим следующие основные виды знания: практическое, духовно-практическое и теоретическое.
Деятельность вообще есть активность человека, направленная на преобразование а) предметно-природного мира, или практическая деятельность, и б) на преобразование других людей, деятельность общения.
В первом случае мы получаем практическое знание, кото­рое непосредственно вырастает на основе и в составе практической деятельности. Здесь есть естественное, непроизвольное обретение зна­ний в виде навыков, умений, рецептов осуществления непосредствен­ной деятельности в быту, следование традициям, ориентация на пре­дельную конкретность (единичность) состояний тех явлений и процес­сов, с которыми приходится иметь дело и т.д. Практическое знание есть знание о том, как действовать.
Во втором случае мы имеем дело с духовно-практическимзнанием, которое вырастает на основе деятельности общения и пред­ставляет собой знание о том, как относиться к себе и другим людям. Это знание дает информацию о нормах жизни людей, особенностях их быта, культовых отправлениях, способах художественного самовыра­жения. Оно дает образцы поведения и мышления в наглядно-образной форме, форме совершаемых действий, к примеру, ритуалов. Если прак­тическое знание ориентировано исключительно на предметность сво­его содержания, то духовно-практическое знание есть оценочное (нор­мативное) знание, отвечающее за порождение идеалов и регуляцию на этой основе на этой основе отношений между людьми.
Теоретическое знание возникает на основе и в процессе систематизированной рационально-рассудочной деятельности, выра­батывающей для его производства специализированные средства и ме­тоды познания. Для этого вида деятельности характерно четкое проти­вопоставление объекта и субъекта, рассмотрение всевозможных ситу­аций поведения объекта, выдвижение гипотез относительно его строе­ния и функционирования, выработка специализированного языка, на котором все эти процессы осуществляются.
Нередко практическое знание отождествляют с обыденным знанием, называя его иначе донаучным, квалифицируя как здравый смысл. Теоретическое знание сопоставляют с научным знанием, также ставя порой между ними знак равенства.
Несомненно, доля истины здесь есть, но все же многое требует уточнения.
Прежде всего, речь заходит об иной классификации знаний, когда в качестве основания берется наука (научное знание) и по отношению к нему рассматриваются иные виды знания, выясняется, насколько они сопоставимы по строению, объяснительным возможностям, способам аргументации, методам получения информации, понятийной идентичности и т.д.
Обыденное (или повседневное, донаучное) знание склады­вается на основе повседневной деятельности человека и отражает мно­гообразие жизненных ситуаций, в которых он оказывается.
Наиболее существенными чертами обыденного познания выступают: а) неспециа­лизированный характер; б) приобретаемость всеми без исключения людь­ми (в отличие от специализированных знаний - математики, социоло­гии, истории, химии и др.); в) автоматическое, неосознанное использова­ние на практике; г)естественный язык выражения; д)естественный (без спе­циального обучения) путь овладения жизненными ситуациями. Это знание важно, прежде всего, для предметно-ориентировочной деятельности и явля­ется базисным для выработки организованных и специализиро­ванных видов знания.
В самом деле, повсед­невный опыт людей не только разнообразен и конкретен, но и упорядо­чен, например, размеренным бытом или циклическим характером производственной деятельно­сти, обусловленной сменой времен года, как это имеет место, например, в труде крестьянина. Содержание этого опыта осмысливается, накапливается, выражается в систематизированном знании в форме народной мудрости, рецептов, наставлений, обычаев, традиций, примет и т. д.
Следовательно, обыденное знание вплотную смыкается со знанием практическим. Но к обыденному знанию относится также и знание вненаучное, к примеру, мифологическое, которое складывалось на протя­жении многих столетий, даже тысячелетий и вбирало в себя практичес­кое знание, но оно же включало в себя и знание духовно-практическое, вырабатывало средства образно-синкретичного осмысления действи­тельности, подключая сюда и рассудочное мышление.
На обыденном (донаучном) уровне функционирует и религиозное знание, которому не чужда и абстрактно-логическая форма представления, то есть оно имеет в какой-то своей части и теоретический характер, особенно если речь заходит о систематическом богословии.
Таким образом, обыден­ное или повседневное знание относится и к донаучному, и к вненаучному.
Поэтому в гносеологии важно учитывать генезис и способ организа­ции знания, что позволяет подразделять знание на такие типы, как донаучное (обыденное и религиозно-мифологическое), научное(естественнонаучное, социально-гуманитарное, технико-технологи­ческое, логико-математическое, психологическое, философское), вненаучное (обыденное, паранаучное, эзотерическое, художе­ственное, философское и др.).
Философия может быть сближена по характеру с научным знанием (мировоззренческое и методологичес­кое основание науки), с искусством, а также с рефлексией (имеются различные толкования природы философского знания).
В рамках выделенных типов также можно выделить разныегруппы знаний, что свидетельствует о чрезвычайной неоднородности самих типов.
Прежде всего, многообразие, неоднородность знания происте­кает из-за разнообразия самой действительности, в которой выделяют две основных сферы: природу в ее естественном существовании и общество, мир человеческого бытия и культуры. Уже в зависимости от этих объектов можно выделить позна­ние естественнонаучное и социально-гуманитарное.
Причем своеобразие познания природных явлений состоит в том, что в ней действуют бессознательные, стихийные силы, суммарный результат их действий и представляет собой законы природы. Суть по­знания природы заключается в том, чтобы выявить, исследовать и объяс­нить закономерности взаимодействия объектов ее, установить причин­но-следственные связи.
При изучении же общественных явлений встает задача раскрытия смыслового плана, субъективного замысла действий человека. К причинно-следственному объяснению добавляется необ­ходимость понимания сути человеческих действий. С такого рода про­блемой естествоиспытатель не сталкивается, хотя и в естествознании тоже, безусловно, идет речь о понимании физических явлений. Но для исследования распада и образования элементарных частиц совсем не нужно выявлять мотивы и цели участвующих в данных взаимодействи­ях, скажем, нейтронов или фотонов.
Кроме природы и общества, объектом познания является духовно-психический мир человека, его собственные ощущения, сознание, мысли, душевные состояния, переживания, волнения. Это своеобраз­ная область, отличная от двух предыдущих сфер, ибо здесь познание направляется на внутренний мир человека, приобретая своеобразие, отличающее его от объяснения природы и от понимания социальных явлений: познание направляется человеком на самого себя, становясь самопознанием. Оно называется рефлексией.
Рефлексия - чрез­вычайно сложный вид познания. Начинаясь с элементарных актов са­мосознания, самоощущения своего Я, она поднимается до философского осмысления своего внутреннего мира, человека в мире. Рефлексия интересна не только тем, что является воспроизведением сознания, духовного мира в самом же сознании и познании, но и тем, что в качестве средств исследования своего предмета - сознания, эмо­ций и пр., использует сами же эти элементы - чувства, мысли, эмо­ции, ибо иных средств для их постижения здесь просто неоткуда взять.
Итак, разные способы постижения действительности обусловлены, прежде всего, различными по своей природе исходными объектами познания.
Наша задача более подробно исследовать особенности научного знания, а также методы его получения и формы закрепления.
Существуют различные точки зрения на время и процесс возникновения научного знания. Есть мнение, что наука зародилась в древности, гении Аристотеля, Архимеда, Эвклида являются тому свидетельством. Но античные исследователи природы не понимали практической пользы знания, чаще всего исследовали мир из любопытства и склонности к размышлениям, считая главным методом познания созерцание. Отрицательное отношение к чувственному опыту, отсутствие эксперимента как способа подтверждения знания, делали античную науку лишь началом исследования мира.
Ситуация кардинально меняется с ХV1-ХV11 веков с возникновением классического естествознания, основанного на математике и механике. Наука оформляется как социальный институт. Она признается обществом, появляются объединения ученых. С этого момента наука как специализированная деятельность человека по выработке и систематизации и проверке знаниязанимает прочное место в истории человечества.
С этих позиций, научное знание представляет собой совокуп­ность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Это обобщающее знание, удовлетворяющее требованиям новиз­ны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допус­кающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельно­сти - приращение новых истинных знаний о мире.
Научное знание интенсивно развивается. Возникновение и развитие научного знания опирается на определенные основания и предпосыл­ки. К ним относятся идеалы и нормы исследования, картина мира, философские идеи и принципы.
Идеалы и нормы исследования включают в себя идеалы и нормы обоснования и доказательности научных положений, правил описания и способов объяснения действительности, построения и орга­низации знания. Так, идеалом классического естествознания была ориентация на достижение чистой объективности знания, на устране­ние даже минимальной субъективности в содержании знания, иду­щей от исследователя. Идеалы и нормы науки исторически изменяют­ся
Научная картина мира есть результат синтеза знаний, по­лученных в разных науках. Она содержит общие представления о при­роде и об обществе, свойственные той или иной исторической эпохе. Научная картина мира способствует систематизации и обобщению зна­ний в пределах как отдельных наук в целом, так и отраслей соответству­ющей науки. В истории естествознания сменилось несколько картин мира: механическая, электромагнитная, квантово-полевая. Существу­ют химическая, биологическая, астрономическая, техническая и дру­гие картины мира. Общая, интегративная картина мира строится, как правило, с учетом данных частных картин. Именно в рамках той или иной картины мира формируются и функционируют идеалы и нормы исследования, которые до поры до времени способствуют прираще­нию знаний, но затем картина мира может становиться реликтом и не­гативно воздействовать на развитие исследований.
Философские идеи и принципы играют эвристическую роль и лежат в основе идеалов и норм исследования, они, как правило, связывают научные представления с культурой соответствующей эпо­хи, участвуют в построении новых теорий и моделей познания, указы­вая направление преобразования структур науки и картин реальности.
В настоящее время говорят о трех основных стадиях развития науки: классической, неклассической и постнеклассической. Их своеоб­разие кратко может быть проиллюстрировано с помощью исходного гносеологического отношения между субъектом и объектом.
Для классической стадии характерен акцент именно на объекте ис­следования при сведении к минимуму, как уже говорилось, влияния субъекта. Разумеется, полностью влияние субъекта из процесса иссле­дования устранить нельзя, в противном случае никакого исследования уже не получится. Но пренебречь этим влиянием до определенного предела можно. Потому данная стадия может быть названа преимуще­ственно объектной.
На неклассической стадии влияние субъекта последовательно учи­тывается в познавательном процессе и говорится о роли наблюдателя при изучении явлений микромира, в астрономических исследовани­ях. Эта стадия имеет четко выраженную субъектно-объектную струк­туру.
Постнеклассическая стадия характеризуется переходом к изучению сложных самоорганизующихся систем, в функционирование которых включен и сам субъект-исследователь, например, в биосферу. Потому в данном случае встает не просто необходимость учитывать влияние субъекта на поведение исследуемых систем, но и необходимость вводить в систему отношений между субъектом и объектом ценностные факторы. Это значит, что само отношение между субъектом и объектом в данном случае как бы погружается в иную сферу рассмотрения проблем, когда субъект и объект не противостоят друг другу, но сосуществуют в еди­ном акте взаимодействия. Именно на этой стадии развития науки воз­никла идея коэволюции - совместной эволюции человека и природы.
Для производства знаний, их обоснования, систематизации и про­верки нужны определенные усилия, необходима деятельность, опира­ющаяся на специальные методы.
В самом общем смысле метод - это определенный способ, прием решения какой-либо задачи. В его структуру обязательно входят знания, представляющие собой совокуп­ность правил действия с объектом, а также совокупность мыслитель­ных (логических) и материальных (физических) операций и процедур, направленных на преобразование объекта.
Для познания мира вырабатываются многочисленные методы, кото­рые классифицируются по разным основаниям. Наиболее употреби­тельной является классификация методов по степени их общности.
Вы­деляются всеобщие методы (диалектика и метафизика), общенаучные(анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, системно-структурный подход и др.) и частнонаучные методы, используемые в отдельных науках и в группах родственных наук (метод вариации постоянной в математическом анализе, методы раз­резания и сшивки молекул в генной инженерии, метод меченых ато­мов и др.).
Целью применения методов оказывается не только преобразование исследуемых объектов, но и получение информации об особенностях их строения, функционирования и т.д. То есть, применяя те или иные методы, ученый добывает определенные результаты, которые представ­ляют собой, как правило, совокупность сведений, знаний, представлен­ных в какой-либо форме. Поэтому между методом и формой научного познания существует определенная связь. Существуют разнообразные формы научного знания, выполняющие в его общей структуре различ­ные функции. Тем самым многообразие методов и форм научного познания, а также их функций делает необходимыми их специальное и систематическое изучение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.