Его абсолютность выражается в том, что он дает наиболее достоверную и надежную гарантию истинности знаний, служит основой преодоления агностицизма.
Его относительность в том, что он не может давать окончательное знание о мире, потому что постоянно изменяется само материальное взаимодействие человека с миром. Если в XIX в. практика подтверждала утверждения ученых о неделимости атома, то в XX в. истиной становится положение о его делимости.
Очевидно, практику нельзя рассматривать в качестве единственного критерия истины. Даже в сфере научного познания, где объектом исследования служат тексты (например, в исторических науках), практика не является непосредственным критерием истинности знания. Кроме того, опора на практику характерна, прежде всего, для корреспондентной концепции истины. Для других же концепций критерием истинности знания, как отмечалось выше, может быть его логическая непротиворечивость, согласованность с другим знанием, его полезность и т.д. Так, даже «бритва Оккама» («не умножай сущностей без надобности») может рассматриваться как своеобразный критерий истины, по крайней мере, на стадии формирования гипотез. Можно говорить и об эстетическом критерии, когда выбор гипотез определяется на основе чувства красоты и гармонии. Очевидно, свои критерии существуют для художественной правды (например, «на смуглые ладони площадей мы каждый день выплескиваем души») и для моральной правды. Их вычленение и анализ - предмет будущих исследований.