Философская антропология как область философского знания сформировалась в ХУ111 веке, прежде всего благодаря антропологическому повороту, совершенному И. Кантом(1724-1804). Но своего расцвета эта область философского знания достигла в ХХ столетии. Именно в это время появляется целый ряд философских течений, центром внимания которых становится проблема человека (экзистенциализм, фрейдизм, философская антропология, герменевтика и др.).
Прежде всего, следует обратить внимание на многозначность термина «философская антропология».
Во-первых, этим термином обозначается раздел философии, посвященный анализу проблемы человека, его сущности и существования.
Во-вторых, философская антропология – это имя особого течения философской мысли, возникшего в 20-х годах ХХ в. в Германии, основателем которого явился М. Шелер (1874-1928), который в своей работе «Положение человека в Космосе»(1928) изложил программу развития философско-антропологического знания, синтезирующего и обобщающего знания о человеке, полученного из всевозможных источников.
В-третьих, термин « философская антропология» используется для обозначения методологической установки, когда человек рассматривается как исходный и конечный пункт философствования. Впервые такую установку как методологический принцип, получивший название «антропологический принцип в философии» сформулировал и использовал немецкий философ Л. Фейербах.
Кроме того, следует отметить, что понятие «философская антропология» необходимо отличать от понятия «философия человека». Философия человека имеет более длительную историю, начиная с Сократа. Философская антропология является закономерным этапом развития философии человека - этапом ее систематизации и типизации.
Несколько слов скажем о методологии изучения философской антропологии в первом значении этого слова.
Наиболее продуктивным является метод единства исторического и логического анализа. Однако, что касается философской антропологии, то ее изучение с точки зрения исторического подхода наталкивается на большие трудности, и в настоящее время не имеет удовлетворительного результата.
Проследить историю философско-антропологической мысли пытались многие философы, в том числе В. Дильтей(1833-1911), М. Бубер(1878-1965), Э. Кассирер((1874-1945), М. Шелер и др.
Однако они пришли к неутешительным выводам о том, что описание истории философско-антропологической мысли не существует, либо оно вовсе невозможно. Так, например, Э. Кассирер утверждал, что история философской антропологии есть ничто иное, как история человеческого самопознания, которая не существует, М. Бубер считал, что нет последовательно развивающейся философской антропологии потому, что проблема человека становиться актуальной лишь в «эпохи бездомности», когда человек переживает чувства неустроенности, неприкаянности, одиночества. Только тогда размышления о человеке, его судьбе, месте в мире приобретают особую остроту и содержательность.
Другой подход, который оказался более продуктивным в разработке философской антропологии, состоит в проблематизации и типизации философских учений о человеке.
Прежде всего, возникает вопрос о предмете философской антропологии, т.е. о том, что она изучает.
В отличие от других наук о человеке, которые стремятся дать представление о том, каков человек в ту или иную историческую эпоху, в той или иной точке и состоянии своего жизненного пути, философская антропология ставит проблему сущности человека, независимо от конкретной исторической фазы развития общества, от конкретных обстоятельств жизни конкретного человека.
Другое важное обстоятельство состоит в том, философская антропология выводит нас на понимание сложности и противоречивости человека, подчеркивая то обстоятельство, что в одном определении, в одной метафизической формуле невозможно отразить эту сложность и выразить человека как целостность, его предназначение и место в мире. Так, например, многочисленные формулы, определяющие человека, такие, как: Homo sapiens, Homo faber, Homo morales, Homo religares, Homo politicus, Homo ludens, Homo simbolicus и др. не могут воспроизвести целостный образ человека во всей его сложности. Поэтому важнейшая задача философской антропологии состоит в том, чтобы дать целостное представление о человеке как единстве всех его проявлений.
Отсюда предмет философской антропологии можно определить следующимобразом: философская антропология изучает человека как особый род сущего, выявляя диалектику сущности и существования человека, его место в мире (его отношения с природой, обществом и самим собой), его предназначение и смысл жизни.
Ключевым вопросом философской антропологии является вопрос о сущности человека, который и служит водоразделом между многочисленными антропологическими учениями. С точки зрения этого вопроса можно выделить четыре основных типа философско-антропологических учений:
- религиозно-идеалистическую антропологию;
- натуралистическую антропологию;
- социальную антропологию;
- экзистенциальную антропологию.
Как и всякая типология, она не охватывает всех нюансов проблематики человека, но позволяет отразить главное. Рассмотрим характерные особенности философского образа человека в рамках предложенных типов антропологических учений.