Конспект лекций по предмету "Социально-философская проблематика"


Происхождение

Сознание будет рассмотрено нами как высшая форма отражения действительности. Отражение является свойством материального мира, оно усложняется вместе с усложнением материальных систем.
Отражение есть результат любого взаимодействия.
В соответствии со структурностью материального мира существуют разнообразные формы отражения. Простейшим примером отражения является след, оставленный на снегу или песке от любого материального тела.
Самую общую классификацию форм отражения можно провести в соответствии со структурными уровнями материи: в неживой природе, в живой природе и социальные формы отражения.
В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Примерами отражения в неживой природе являются изменения физических свойств или химических состояний объектов под влиянием внешних воздействий. Например, изменение агрегатного состояния воды под воздействием температурных колебаний ниже О С или выше 100 С.
В живой природе отражение приобретает активный характер. Элементарной формой биологического отражения является раздражимость.
Раздражимостью называют способность живой материи избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойства живой материи выполняет функцию адаптации.
Раздражимость существует уже на одноклеточном уровне. В растительном мире она проявляется как реакция растений на свет, тепло, холод.
Более сложным типом отражения является возбудимость нервных тканей у животных, обладающих нервной системой. Это нейрофизиологическое отражение. Следующим, наиболее сложным типом отражения, становится психическое отражение, которое, в свою очередь, существует в различных формах.
Исходной формой психического отражения является ощущение. Ощущение – это субъективный образ объективного мира. В ощущениях отражаются некоторые стороны внешнего мира воздействующие на живой организм.
Следующей формой психического отражения является восприятия, а затем – представления.
Вышние формы отражения, характерные для живой материи, создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания – особой формы отражения, связанной с социальным бытием человека.
Возникновению сознания предшествуют предпонятийные формы мышления. Психологи выделяют три формы мышления, отражающие различные уровни развития психики.
1. мышление наглядно - действенное;
2. наглядно - образное;
3. вербально - понятийное.
Наглядно – действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с какими-либо предметами. Таким мышлением обладают дети раннего возраста при соприкосновении с предметами окружающей реальности и высшие животные (например, обезьяны, когда используют палку для того, чтобы достать плод или камень, чтобы расколоть орех).
Вторая форма мышления – наглядно – образная – содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом. О наличии наглядно – образного мышления у высших животных говорит их способность решать двухфазные задачи.
Третья форма мышления – вербально – понятийная. Она характерна только для человека и развивается благодаря включенности человека в социальные связи. Для этой формы мышления характерно наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения. Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки. Язык – это знаковая система, способ кодирования и передачи информации.
Таким образом, сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.
Сознание человека отличается от сознания внешних животных: большей глубиной, большей способностью к предметно-практической деятельности – труду, способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению), возможностью передачи сознания (наличие особого механизма, отражающего и передающего мысли, - язык в устной и письменной формах).
Главными свойствами человеческого сознания является:
идеальность;
интенциональность;
идеаторность.
Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе: противоположно материальному миру; независимо от материи; в некоторых случаях первично по отношению к материи; неуловимо, непознаваемо с помощью материальных средств.
Это означает следующее.
Возникающие в голове образы сами не являются материей. Они лишены массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себе все – песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскребы, океанский лайнер, планету). Сознание, его образы – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).
Сознание во многих случаях предшествует материи – точнее, материи, создаваемой, преобразуемой человеком. Например, при изготовлении любого предмета (авторучки, стола, листа бумаги и др.) в сознании всегда имеется замысел, «образ» данного предмета. Причем сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолеты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблем и т. д.
Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.
Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.
Интенциональность сознания подразумевает наличие: предмет сознания (что «видит» сознание); формы (как оно воспринимает предмет).
Основными формами сознания является: восприятие, осмысление, оценка, восприятие, фантазирование, жизненный опыт.
Предметом сознания, в свою очередь, являются:
окружающий мир, его предметы, явления;
особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.
Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.
Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилось выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания – языка.
Благодаря идеаторности стали возможным эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

2.1 Сознание и бессознательное
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике существует еще бессознательное. Совокупность психических явлений, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, охватывается понятием бессознательное. К бессознательным явлениям относят сновидения, гипноз, телепатию, внушение, различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др. Бессознательное может перейти в сферу сознательного после его анализа, методы и способы которого разрабатываются психоанализом. Если поняты истоки и причины, например, сновидения, то оно перестает функционировать в памяти человека в качестве бессознательного.
Категория бессознательного появилась в науке в ХХ в. до этого времени проблема бессознательного не была предметом изучения. В настоящее время существование этого уровня психики признается большинством ученных. Немало ученых и философов отвергают понятие бессознательного или, по крайней мере, относятся к нему очень сдержанно и скептически. Такова позиция ряда представителей постпозитивистской философии науки, аналитической философии, экзистенциализма, феноменологии. В отечественной философии в 20-50 – х годах ХХ в. понятие бессознательного не признавалось. С 60-х годов начинается процесс активного изучения феномена бессознательного.
Проблему бессознательного впервые изучил австрийский невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Для психоаналитической философии (прежде всего для учения Фрейда) более важно не содержание внешнего мира, а исследование человеческого бытия. Фрейд не столько отворачивается от онтологической проблематики, сколько переносит ее в глубины человеческого существа. Всякий душевный процесс, по Фрейду, существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Причем переход в сознание – это не обязательный процесс, так как не все психические акты становятся сознательными. Он сравнивает сферу бессознательного с большой передней, в которой находятся все душевные движения, а сознание с примыкающей к ней узкой комнатой – салоном. За салоном расположена келья собственно сознательного. Находясь на задворках салона, сознание выступает в роли наблюдателя. Фрейд в структуре личности выделяет три слоя.
1. Самый нижний слой и самый мощный – «Оно» - бессознательное. Там хранится прошлый опыт, разного рода биологические импульсивные влечения, страсти и неосознанные эмоции.
2. Небольшой слой сознательного – Я.
3. «Сверх – Я» - олицетворяет собой как требования, так и запреты морально-нравственного, социокультурного и семейно-исторического происхождения. «Сверх – Я» можно определить как внутриличностную совесть, как своего рода моральную цензуру.
В основе данной иерархии элементов духовной структуры личности лежит идея о первичности и управляющей роли бессознательного.
По выражению Фрейда, «Я» является несчастным существом, которое служит трем господам и, поэтому, подвержено троякой угрозе: со стороны внешнего мира, со стороны сексуальных вожделений «Оно» и со стороны строгости «Сверх – Я». Фрейд был уверен, что единственно возможный и нормальный путь для человечества в будущем – жить, постоянно укрепляя в себе самосознательное «Я», освобождаясь от давления стихии бессознательного.
В изучении проблемы бессознательного важное значение имеют работы швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга (1875-1961). Ученик Фрейда, К.Г. Юнг выделяет личностное и коллективное бессознательное. Личностное покоится на более глубоком, коллективном бессознательном. Коллективное бессознательное приобретает не личным опытом. Оно имеет не индивидуальную, а всеобщую природу, то есть оно включает в себя образы, которые одинаковы для всех времен и народов. Коллективное бессознательное однако, в каком-то смысле зависит от индивидуального бессознательного, хотя по природе своей, первично. Оно изменяется, становясь осознанным и воспринятым.
Юнг утверждал, что не существует ни одного открытия в науке или искусстве, которое не имело бы прообраза в коллективном бессознательном.
Образы, повторяющиеся в сновидениях, в мифологии и в фольклоре различных народов, названы Юнгом «архетипами». По мнению Юнга, архетипы передаются не только посредством традиции или миграции, но также с помощью наследственности.
Человек – это не только сознание или разум. Человек в целом – это невыразимая тотальность, синтез сознательного и бессознательного.
Тогда, когда некий архетип проявляется в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда побуждает человека к действию. Характерное влияние архетипа состоит в том, что он захлестывает психику своей силой и вынуждает субъекта выйти за пределы человеческого, оказаться в области внечеловеческого и сверхчеловеческого как в хорошем, так и в плохом.
Личностное бессознательное оканчивается детскими впечатлениями. Коллективное бессознательное оканчивается образами, находящимся в психике предков. Личностное образы переживаются субъектом. Коллективные образы идут не из жизненного опыта индивидов, а из опыта, накопленного поколениями людей. Именно на этом уровне возникает архетип. Архетип – наиболее интимная часть нашей психики, и мы оберегаем ее как личную тайну.
Коллективное бессознательное – это образ мира, сформировавшихся в незапамятные времена.
Таким образом, сознание и бессознательное – это сферы единой психической реальности человека. Бессознательное может направлять поведение людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. В качестве примера может служить явление, так называемого 25 кадра. Это когда, во время сеанса художественного фильма показывали специальные кадры, рекламирующие какой-либо товар. Эти кадры появлялись на экране на время, которое не воспринимает человеческий глаз (то есть менее 0, 005 сек.), и не мешали просмотру фильма. Зритель не видел так называемых сублимарных кадров, но они воспринимались подсознательно и затем воздействовали на поведение этих людей после сеанса. Спрос на рекламируемые товары у людей, подвергшихся такому внушению, повышался почти, а два раза по сравнению с обычным.
В бессознательном заключены богатые возможности для рационализации человеческой деятельности, в особенности это касается творческой деятельности человека. Сознание в целом контролирует бессознательное и определяет общую стратегию поведения человека. В генезисе психики человека бессознательное выступает первым, а сознательное вторым этапом ее формирования и развития. С возникновением сознания бессознательное становится уровнем человеческой психики, начиная активно взаимодействовать с уровнем сознания. Более того, под влиянием эволюции сознания бессознательное развивается, изменяется и обобщается по своей структуре, функциям и содержанию.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.