Чтобы закончить отдел о праве в объективном смысле, нам остается познакомиться с применением права. Чтобы применять право нужно знать, в чем состоят нормы права, регулирующие в каждом данном случае человеческие отношения. Нужно знать в чем заключается право и в чем не право,- а это можно узнать с помощью критики источников права. Критика источников права бывает двоякая: высшая и низшая. Задача так называемой высшей критики состоит в том, чтобы определить подлинность существования нормы права. Низшая критика занимается установлением точного содержания нормы. Задача высшей критики бывает особенно сложна в тех случаях, когда приходится иметь дело с вопросом о существовании нормы права обычного. Как мы видели выше, существует множество обычаев общегосударственных, сословных, местных и племенных. В России обычаи великороссов разнятся от обычаев белороссов, а обычаи этих последних резко отличаются от обычаев литовских; различные сословия - мещане, крестьяне, купцы - имеют каждое свои особенные обычаи.
Разобраться во всем этом разнообразии обычаев и установить подлинную норму обычного права является задачей далеко не легкой. Такого рода затруднения дают себя в особенности чувствовать в тех спорах о праве, где спорящие основываются на нормах обычного права. Если такой спор доходит до суда, то задача последнего становится весьма трудной. Суд не может, да и не обязан знать всего разнообразия норм обычного права; но тем не менее ему приходится считаться с народными обычаями. Спрашивается, как же суд может удостовериться в существовании той или иной нормы права?
Эта задача на практике разрешается тем, что стороны сами указывают на существование нормы права, причем на обязанности сторон лежит доказать свое утверждение. Доказательства подлинности норм обычного права бывают весьма разнообразны. Суд может убедиться в существовании такой нормы из надежных свидетельских показаний, из прежних судебных приговоров, наконец, из сборников обычного права, изданных частными лицами. Вообще суд может убедиться в действительном существовании нормы, если стороны докажут, что тот или другой обычай применялся в течение долгого времени. Впрочем суд не обязан пользоваться только теми доказательствами, которые приводят спорящие стороны. Он может по собственной инициативе привлечь новых свидетелей, обратиться к опросу более или менее широких слоев местного населения и т. п. На основании показаний сторон и других имеющихся в его распоряжении сведений суд должен подвергнуть критике данные, нуждающиеся в проверке. Даже прежние приговоры суда не всегда могут служить безусловным достоверным надежным доказательством. Приговоры наших волостных судов, например, часто обусловливаются влиянием какого-нибудь местного грамотея, волостного писаря, который сам, в свою очередь, может находиться под влиянием особого почтения, оказанного ему кем-либо из тяжущихся. Поэтому, к этим приговорам следует откоситься критически.
Сравнительно легче убедиться в существовании закона, который должен быть применен к данному случаю. Однако же это не всегда так легко, как можно подумать с первого раза. И в этом случае для высшей критики остается известный простор. В особенности это касается тех стран, где между властью законодательной и властью учредительной проведена резкая граница. Например, в Америке законодатель не в праве издавать обыкновенных законов, которые противоречили бы основным законам государства. Если же законодатель издаст закон, несогласный с конституций, суд обязан отказать в его применении. Поэтому, на судье в Америке лежит обязанность, прежде чел применить закон, рассмотреть, соответствует ли этот закон конституции.
Впрочем, высшая критика находит некоторое поле для своего применения и в таких государствах, где не проведено различие между законодательной и учредительной властью. Тут она иногда может иметь место даже в отношении к официальным изданиям законов, так как и в официальных сборниках сплошь да рядом встречаются ошибки; легко может случиться, например, что вследствие недосмотра закон не попал в сборник или не напечатан в нем полностью, или, наконец, сам текст закона подвергся искажению. Ввиду всего этого ни в одном государстве не представляется возможности обойтись без высшей критики.
По отношению к юридическим нормам, установленным судебной практикой, правительственными распоряжениями или автономическими статутами, высшая критика имеет еще большее значение. Правительственные органы, судебные установления и автономные общественные союзы могут действовать только в пределах, указанных им законом, и не могут издавать постановления, в отмену действующих законов. Вследствие этого, всякая инстанция, применяющая эти постановления, должна предварительно рассмотреть, не противоречат ли они существующим узаконениям.