Необходимо несколько слов сказать об отношении с латинянами в этот период. В 1054 г. были произнесены взаимные анафематствования между латинской и греческой Церковью, но это еще абсолютно не означало полного разделения Церквей. На отношения греков и латинян, Рима и Константинополя большое влияние оказали крестовые походы: и греки, и латиняне во время этих крестовых походов могли вполне увидеть друг друга вблизи.
Были, конечно, и стремления к объединению: Мануил Комнин из соображений дипломатии даже отдавал предпочтение латинянам перед греками. Его первая и вторая жены были латинянками, его племянница Мария была замужем за Фридрихом Барбароссой, а сын Мануила Алексей был обручен с французской принцессой Агнессой. При посещении Константинополя германским императором Конрадом III, которого Мануил называл своим другом, были случаи богослужебного общения между латинской и греческой Церковью. Сам Мануил в письме к Конраду называет латинян и греков «όμω φρίσκυς» («омо фрискус») то есть единоверцами. Венецианцам, пизанцам, генуезцам Мануил отвел почетные места в храме Святой Софии. Необходимо сказать, что известные латинские и греческие деятели весьма снисходительно относились друг к другу. В частности известный западный подвижник Бернард Клервосский в XIIв. писал папе Евгению III: «Строптивые греки, мы и с ними и не с ними, соединены в вере, разъединены в любви, хотя и в вере они тоже кое в чем заблуждаются». И с греческой стороны тоже находились богословы, которые весьма снисходительно смотрели на латинян. Например, епископ Иоанн Кипрский в конце XIIв. в ответ на вопрос «Можно ли присутствовать на латинском отпевании и богослужении?» писал: «Раздоры между Церквами касаются только «филиокве» и опресноков, а чтения Писания, молитвы, храмы, почитание Честного Креста у них ничем не отличаются от нас греков» и поэтому присутствовать на богослужении вполне можно.
Были тенденции к объединению среди Церквей и в России, вы знаете, что русские князья тоже отдавали своих дочерей и сами женились на латинянках (например, Ярослав Мудрый). Поэтому в то время разделения Церквей еще не произошло.
Но крестовые походы изменили отношения между латинской и греческой Церквями. Первый поход бедноты представил грекам, конечно, не самый лучший пример латинян: в этот поход пошел различный сброд, занимавшийся грабежами. И поэтому первое непосредственное соприкосновение Востока и Запада было не самым лучшим. Кроме этого, необходимо отметить, что и рыцари не всегда вели себя достойно, они не отвечали тому высокому идеалу рыцарства, который взяли на себя. Крестовые походы наводнили Византию разного рода торговцами, предпринимателями, которые весьма успешно наживались и приобретали огромные богатства. Вот, что пишет о венецианцах греческий автор XIIв. Никита Хониат: «Они целыми толпами и семьями променяли свое отечество и города на Константинополь, размножились здесь и усилились, приобрели огромные богатства и стали выказывать дерзость и гордость. Их наглости не было предела, она превзошла всякое терпение». Естественно, что при каждой иноземной фактории была Церковь, в которой совершалось латинское богослужение с «филиокве» и другими отличиями от греческого богослужения. Конечно же, это вызывало огромное раздражение греков, особенно простолюдинов, которые не упускали возможности отомстить гордым торговцам. После переворота, устроенного Андроником I, последовавшего вскоре после кончины Мануила Комнина, жители Византии, можно сказать дружно поднялись на латинян и устроили форменный погром: целая часть города, тот район, где жили латиняне, был просто на просто сожжен. Папский легат кардинал Иоанн был убит, обезглавлен, голова его была привязана к хвосту собаки, более 4 000 латинян были проданы туркам в рабство.
Но, конечно, главное, что разъединило латинян и греков, это был крестовый поход 1204г. Один из первых вождей крестоносцев, один из вождей I Крестового похода Боемунд Таренский писал своему товарищу по оружию Готфриду Бульонскому: «Знай, мой возлюбленный, что имеешь дело с самыми опасными зверями. Все их помыслы обращены к тому, чтобы погубить народ латинский». Такое отношение к грекам у латинян было уже в самом начале крестовых походов.
В 1185г. латинянами были взяты Фессалоники. Греческий историк об этом пишет: «Не то изумляет нас, что они грабили вещи, а то, что попирали на землю святые иконы и крест, топтали их ногами, вскакивали на престолы и пели различные непотребные песни. Всячески глумились над верою». Конечно, теоретически крестовые походы могли объединить латинян и греков. Но крестовый поход 1204г., когда был взят Константинополь, никак не мог способствовать этому объединению, если даже сам папа Иннокентий III (1198-1216) писал крестоносцам: «Вы подняли свое оружие не только на мирских, но и на святыню, вы не просто грабили, но святотатствовали, вы попирали святые мощи, святые иконы, вы совершали насилие над девами, обрученными алтарю (то есть над монахинями)». И это было действительно так. Но тот же папа впоследствии с удовлетворением пишет, что «само провидение отобрало Константинополь у непокорных и отдало его смиренным и покорным (то есть латинянам)». Таким образом, папа, хотя изрыгал некие проклятия на крестоносцев, но делал это, очевидно, лицемерно, ибо потом с удовлетворением отмечал то, какое важное приобретение было сделано в результате этого похода. В дальнейшем взаимоотношения греков и латинян строятся по униальной схеме, то есть проходят некоторые диспуты по вопросам веры.
Тем не менее из-за политической обстановки Константинополь вынужден обращаться к папе, к латинской Церкви, и от этого греки постоянно проигрывали, поскольку такая ситуация не позволяла грекам последовательно отстаивать свои позиции в вопросах веры в их переговорах с католиками. Надо сказать, что многочисленные богословы того времени писали объемные трактаты, выискивая даже мелкие отличия между греками и латинянами. Со стороны латинян были даже попросту абсурдные обвинения. В частности, известный латинский богослов XIIв. Гугон Эстериан написал обширнейший трактат, в котором обвинял греков в том, что «они служат в будни, когда храмы совершенно пустые, служат для своих детей и матушек, говорят: «Мир всем», когда им никто ответить не может, потому что церковь пустая». Но были и обвинения по существу: обвинения в некоторой распущенности среди духовенства Греции. В частности католики писали, что на Востоке «монахи постоянно едят или пьют» и т. д. И со стороны греков тоже составлялись обширные трактаты, в которых католики обвинялись во всех смертных грехах как еретики.