Нетрадиционные культы (другие названия — неокульты, альтернативные культы) представляют собой новое явление в духовной культуре. Большая часть неокультов возникла в США в 1950—60-е гг.; вскоре некоторые из них закрепились в других регионах проживания европейских народов, став катализатором для развития новых религиозных движений. Появление нетрадиционных культов явилось одной из двух взаимосвязанных тенденций современного этапа эволюции религии (вторая — ослабление влияния и падение авторитета традиционных религий). С одной стороны, упадок доверия к церкви, переоценка религиозных ценностей и культа обусловили вакуум духовных ценностей, необходимость заполнения которого вызвала к жизни неокульты. С другой стороны, последние существенно уменьшили сферу влияния традиционных религиозных систем.
Неокульты называют «молодежными религиями», поскольку в число их адептов входят преимущественно молодые люди от 18 до 25 лет. Для привлечения последователей неокульты, как правило, создают целую сеть общественных организаций — образовательных, медицинских, спортивных и др. Неокульты обладают характеристиками, свойственными традиционным религиям; определение «нетрадиционые» в их наименовании обусловлено тем, что они имеют недавнее происхождение и воспринимаются как необычные, неустоявшиеся, в то время как развитые религии прочно связали себя с историей и культурой народов.
Образование нетрадиционных религиозных движений, как Правило, начинается с возникновения харизматических культов — т.е. культов, во главе которых стоит харизматический (обладающий «экстраординарными» духовными способностями) лидер. Последний провозглашает себя носителем особого откровения, и вокруг него складывается группа последователей — община, «семья». Утверждаются особые правила, согласно которым организуется жизнь общины; формируются техники контроля за обращенными, коллективный культ.
К типологическим чертам неокультов относят следующие:
• синкретический характер (включение элементов различных религий и философских систем);
• проповедь духовного обновления;
• создание нового вероучения либо новое прочтение старого;
• обещание спасения «здесь и теперь»;
• обращение в результате эмоционального кризиса;
• вступление в общину только на основании глубокой веры;
• резко отрицательное отношение к другим религиям, к светской власти;
• харизматический принцип руководства;
• требование абсолютной преданности и полной самоотдачи интересам организации;
• использование особых техник психологического воздействия.
Четкой классификации неокультов не существует, однако с большой долей условности их можно разделить на несколько типов:
Неоориенталистские
Неохристианские
Неоязыческие
Сайентологические
Сатанинские
«Международное общество сознания Кришны», «Миссия божественного света», «Махарай Джи»
«Церковь объединения» Муна, «Богородичный центр», «Семья любви»
Различные малочисленные секты в разных странах
«Церковь сайентологии» Рона Хаббарда
«Церковь Сатаны», различные секты последователей Алистера Кроули
В основе учение восточных религий – буддизм, индуизм
Используют догматы христианских конфессий
Обращаются к элементам древних дохристианских верований
Стремятся придать собственному учению статус науки за счет использования научной или квазинаучной – терминологии и технологии
Отвергают традиции и этику христианства, провозглашают себя носителями зла
На территории РФ и других стран СНГ осуществляют свою деятельность как культы, пришедшие из других регионов, так и культы, возникшие на постсоветском пространстве:
· «Международное общество сознания Кришны»;
· «Церковь сайентологии» («Дианетика»);
· «Церковь объединения» Муна;
· «Аум-Сенрике» («Учение истины Аум»);
· сатанисты,
· «Великое Белое Братство» («Юсмалос», «Институт «Атма»);
· «Богородичный центр»; «Церковь Виссариона»).
Основателем кришнаизма — движения сознания Кришны — является уроженец Калькутты Свами Прабхупада (Абхай Чаран Де). Для пропаганды собственного учения в США им было создано в 1966 г. «Международное общество сознания Кришны». Активная миссионерская деятельность последователей Прабхупа-ды имела своим следствием распространение движения MOCK в Западной Европе уже к 1970 г. Прабхупада и его последователи считают свое учение продолжением древней ведической религии, индуизма, точнее, одного из его направлений — вишнуизма. Кришна (в вишнуизме — одно из воплощений верховного бога Вишну, герой «Махабхараты») является Парабрахманом (высшим Брахманом) и представляет собой верховную личность божества, в числе иных воплощений которого — Христос, Мухаммед, Будда и боги других Религий мира. Прабхупада также заимствовал культовую практику индуизма.
Последователи кришнаизма придают большое значение внешнему виду. Они носят одежду особого покроя (по индийскому образцу) и цвета; мужчины бреют голову наголо, оставляя на затылке косичку (чтобы Кришна смог взять верующего на небо); на лоб белой глиной наносится знак в форме буквы «Y» (тилак).
Кришнаитский культ строго регламентирован и во многом следует практике бхакти-йоги. Ритуалы вайшнавов предусматривают:
· медитации, совершаемые несколько раз в день;
· коллективное моление, проводимое в храме;
· чтение особой молитвы-мантры «Харе Кришна», число прочтений которой должно составлять 1728 раз в день.