Конспект лекций по предмету "Психология"


ДЕСЯТАЯ ЛЕКЦИЯ

СИМВОЛИКА СНОВИДЕНИџ Уважаемые дамы и господа! Мы убедились, что искажение, которое мешаетнам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры,направленной против неприемлемых, бессознательных желаний. Но мы, конечно,не утверждаем, что цензура является единственным фактором, вызывающимискажение сновидения, и в дальнейшем мы действительно можем установить, чтов этом искажении участвуют и другие моменты. Этим мы хотим сказать, что еслицензуру сновидения можно было бы исключить, мы все равно были бы не всостоянии понять сновидения, явное сновидение не было бы идентично скрытымего мыслям.Этот другой момент, затемняющий сновидение, этот новый фактор егоискажения мы откроем, если обратим внимание на изъян нашей техники. Я ужепризнавался вам, что анализируемым иногда действительно ничего не приходит вголову по поводу отдельных элементов сновидения. Правда, это происходит нетак часто, как они утверждают; в очень многих случаях при настойчивостимысль все-таки можно заставить появиться. Но бывают, однако, случаи, вкоторых ассоциация не получается или, если ее вынудить, она не дает того,что мы от нее ожидаем. Еслиэто происходит во время психоаналитического лечения, то приобретаетособое значение, о чем мы не будем здесь говорить. Но это случается и притолковании сновидений у нормальных людей или при толковании своихсобственных сновидении. Когда видишь, что никакая настойчивость не помогает,то в конце концов убеждаешься, что нежелательная случайность регулярноповторяется при определенных элементах сновидения, и тогда начинаешь видетьновую закономерность там, где сначала предполагал только несостоятельностьтехники.В таких случаях возникает соблазн самому истолковать эти "немые"элементы сновидения, предпринимаешь их перевод (Ьbersetzung) собственнымисредствами. Само собой получается, что, если довериться такому замещению,каждый раз находишь для сновидения вполне удовлетворяющий смысл; а до техпор, пока не решишься на этот прием, сновидение остается бессмысленным и егосвязность нарушается. Повторение многих чрезвычайно похожих случаев придаетнашей вначале робкой попытке необходимую уверенность.Я излагаю все несколько схематично, но это вполне допустимо вдидактических целях, и мое изложение не фальсификация, а некотороеупрощение.Таким образом для целого ряда элементов сновидений получаешь одни и теже переводы, подобно тем, какие можно найти в наших популярных сонниках длявсевозможных приснившихся вещей. Однако не забывайте, что при нашейассоциативной технике постоянные замещения элементов сновидения никогда невстречались.Вы сразу же возразите, что этот путь толкования кажется вам еще болеененадежным и спорным, чем прежний посредством свободных ассоциаций. Но здесьследует кое-что добавить. Когда благодаря опыту на-капливается достаточно таких постоянных замещений, начинаешь понимать,что это частичное толкование действительно возможно исходя из собственныхзнаний, что элементы сновидения действительно можно понять без[использования] ассоциации видевшего сон. Каким образом можно узнать ихзначение, об этом будет сказано во второй части нашего изложения.Это постоянное отношение между элементом сновидения и его переводом мыназываем символическим (symbolische), сам элемент сновидения символом(Symbol) бессознательной мысли сновидения. Вы помните, что раньше приисследовании отношений между элементами сновидения и его собственным[содержанием] я выделил три вида таких отношений: части от целого, намека иобразного представления. О четвертом я тогда упомянул, но не назвал его.Введенное здесь символическое отношение является этим четвертым. По поводунего имеются очень интересные соображения, к которым мы обратимся, преждечем приступим к изложению наших специальных наблюдений над символикой.Символика, может быть, самая примечательная часть в теории сновидения.Прежде всего: ввиду того, что символы имеют устоявшиеся переводы, они визвестной мере реализуют идеал античного и популярного толкованиясновидений, от которого мы при нашей технике так далеко ушли. Они позволяютнам иногда толковать сновидения, не расспрашивая видевшего сон, ведь он всеравно ничего не сможет сказать по поводу символа. Если знать принятыесимволы сновидений и к тому же личность видевшего сон, условия, в которых онживет, и полученные им до сновидения впечатления, то часто мы оказываемся всостоянии без затруднений истолковать сновидение, перевести его сразу же.Такой фокус льстит толкователю и импонирует видевшему сон; это выгодноотличается от утомительной работы прирасспросах видевшего сон. Но пусть это не введет вас в заблуждение. Мыне ставим перед собой задачу показывать фокусы. Толкование, основанное назнании символов, не является техникой, которая может заменить ассоциативнуюили равняться с ней. Символическое толкование является только дополнением кней и дает ценные результаты лишь в сочетании с ассоциативной техникой. Ачто касается знания психической ситуации видевшего сон, то прошу принять вовнимание, что вам придется толковать сновидения не только хорошо знакомыхлюдей, что обычно вы не будете знать событий дня, которые являютсяпобудителями сновидений, и что мысли, приходящие в голову анализируемого,как раз и дадут вам знание того, что называется психической ситуацией.В связи с обстоятельствами, о которых будет идти речь ниже, достойноособого внимания то, что признание существования символического отношениямежду сновидением и бессознательным вызывало опять-таки самые энергичныевозражения. Даже люди, обладающие смелостью суждения и пользующиесяпризнанием, прошедшие с психоанализом значительный путь, отказались в этомследовать за ним. Такое отношение тем более удивительно, что, во-первых,символика свойственна и характерна не только для сновидения, а во-вторых,символику в сновидении, как ни богат он ошеломляющими открытиями, открыл непсихоанализ. Если уж вообще приписывать открытие символики сновидениясовременникам, то следует назвать философа К. А. Шернера (Scherner, 1861).Психоанализ только подтвердил открытия Шернера, хотя и основательновидоизменил их.Теперь вам хочется услышать что-нибудь о сущности символики сновиденияи познакомиться с ее примерами. Я охотно сообщу вам, что знаю, но сознаюсь,что наши знания не соответствуют тому, чего бы нам хотелось.Сущностью символического отношения является сравнение, хотя и не любое.Предполагается, что это сравнение особым образом обусловлено, хотя этаобусловленность нам не совсем ясна. Не все то, с чем мы можем сравнитькакой-то предмет или процесс, выступает в сновидении как символ. С другойстороны, сновидение выражает в символах не все, а только определенныеэлементы скрытых мыслей сновидения. Итак, ограничения имеются с обеихсторон. Следует также согласиться с тем, что пока понятие символа нельзястрого определить, оно сливается с замещением, изображением и т. п.,приближается к намеку. Лежащее в основе сравнения в ряде символовосмысленно. Наряду с этими символами есть другие, при которых возникаетвопрос, где искать общее, Tertium comparationis* этого предполагаемогосравнения. При ближайшем рассмотрении мы либо найдем его, либо действительнооно останется скрытым от нас. Удивительно, далее, то, что если символ иявляется сравнением, то оно не обнаруживается при помощи ассоциации, чтовидевший сон тоже не знает сравнения, пользуется им, не зная о нем. Дажебольше того, видевший сон не желает признавать это сравнение, когда ему нанего указывают. Итак, вы видите, что символическое отношение являетсясравнением совершенно особого рода, обусловленность которого нам еще несовсем ясна. Может быть, указания для его выяснения обнаружатся вдальнейшем.Число предметов, изображаемых в сновидении символически, невелико.Человеческое тело в целом, родители, дети, братья и сестры, рождение,смерть, нагота и еще немногое. Единственно типичное, т. е. по-----------------------------------------* Tertium comparationis -- "третье в сравнении", т. е. общее в двухсравниваемых между собой явлениях, служащее основанием для сравнения. --Прим. ред. перевода.стоянное изображение человека в целом, представляет собой дом, какпризнал Шернер, который даже хотел придать этому символу первостепенноезначение, которое ему не свойственно. В сновидении случается спускаться пофасаду домов то с удовольствием, то со страхом. Дома с совершенно гладкимистенами изображают мужчин; дома с выступами и балконами, за которые можнодержаться, -- женщин. Родители появляются во сне в виде императора иимператрицы, короля и королевы или других представительных лиц, при этомсновидение преисполнено чувства почтения. Менее нежно сновидение относится кдетям, братьям и сестрам, они символизируются маленькими зверенышами,паразитами. Рождение почти всегда изображается посредством какого-либоотношения к воде, в воду или бросаются, или выходят из нее, из водыкого-нибудь спасают или тебя спасают из нее, что означает материнскоеотношение к спасаемому. Умирание заменяется во сне отъездом, поездкой пожелезной дороге, смерть -- различными неясными, как бы нерешительныминамеками, нагота -- одеждой и форменной одеждой. Вы видите, как тутстираются границы между символическим и намекающим изображением.Бросается в глаза, что по сравнению с перечисленными объектами объектыиз другой области представлены чрезвычайно богатой символикой. Таковаобласть сексуальной жизни, гениталий, половых процессов, половых сношений.Чрезвычайно большое количество символов в сновидении являются сексуальнымисимволами. При этом выясняется удивительное несоответствие. Обозначаемыхсодержаний немного, символы же для них чрезвычайно многочисленны, так чтокаждое из этих содержаний может быть выражено большим числом почтиравнозначных символов. При толковании получается картина, вызывающаявсеобщее возмущение. Толкования символов в противоположность многообразиюизображений сновидения очень однообразны. Это не нравится каждому, кто обэтом узнает, но что же поделаешь?Так как в этой лекции мы впервые говорим о вопросах половой жизни, ясчитаю своим долгом сообщить вам, как я собираюсь излагать эту тему.Психоанализ не видит причин для скрывания и намеков, не считает нужнымстыдиться обсуждения этого важного материала, полагает, что корректно ипристойно все называть своими настоящими именами, и надеется таким образомскорее всего устранить мешающие посторонние мысли. То обстоятельство, чтомне приходится говорить перед смешанной аудиторией, представляющей оба пола,ничего не может изменить. Как нет науки in usum delphini,* так нет ее и длядевочек-подростков, а дамы своим появлением в этой аудитории дают понять,что они хотят поставить себя наравне с мужчинами.Итак, сновидение изображает мужские гениталии несколькими символами, вкоторых по большей части вполне очевидно общее основание для сравнения.Прежде всего, для мужских гениталий в целом символически важно священноечисло 3. Привлекающая большее внимание и интересная для обоих полов частьгениталий, мужской член, символически заменяется, во-первых, похожими нанего по форме, то есть длинными и торчащими вверх предметами, такими,например, как палки, зонты, шесты, деревья и т. п. Затем предметами,имеющими с обозначаемым сходство проникать внутрь и ранить, т. е. всякогорода острым оружием, ножами, кинжалами, копьями, саблями, а такжеогнестрельным оружием: ружьями, пистолетами и очень похожим по своей формере-----------------------------------------* Для дофина.вольвером. В страшных снах девушек большую роль играет преследованиемужчины с ножом или огнестрельным оружием. Это, может быть, самый частыйслучай символики сновидения, который вы теперь легко можете понять. Такжевполне понятна замена мужского члена предметами, из которых льется вода:водопроводными кранами, лейками, фонтанами и другими предметами, обладающимиспособностью вытягиваться в длину, например, висячими лампами,выдвигающимися карандашами и т. д. Вполне понятное представление об этоморгане обусловливает точно так же то, что карандаши, ручки, пилочки дляногтей, молотки и другие инструменты являются несомненными мужскими половымисимволами.Благодаря примечательному свойству члена подниматься в направлении,противоположном силе притяжения (одно из проявлений эрекции), онизображается символически в виде воздушного шара, аэропланов, а в последнеевремя в виде воздушного корабля цеппелина. Но сновидение может символическиизобразить эрекцию еще иным, гораздо более выразительным способом. Оноделает половой орган самой сутью личности и заставляет ее летать. Неогорчайтесь, что часто такие прекрасные сны с полетами, которые мы всезнаем, должны быть истолкованы как сновидения общего сексуальноговозбуждения, как эрекционные сновидения. Средиисследователей-психоаналитиков П. Федерн (1914) доказал, что такоетолкование не подлежит никакому сомнению, но и почитаемый за своюпедантичность Моурли Вольд, экспериментировавший над сновидениями, придаваяискусственное положение рукам и ногам, и стоявший в стороне от психоанализа,может быть, даже ничего не знавший о нем, пришел в своих исследованиях ктому же выводу (1910-1912, т. 2, 791). Не возражайте, что женщинам тожеможет присниться, что они летают. Вспомнителучше, что наши сновидения хотят исполнить наши желания и что оченьчасто у женщин бывает сознательное или бессознательное желание бытьмужчиной. А всякому знающему анатомию понятно, что и женщина можетреализовать это желание теми же ощущениями, что и мужчина. В своихгениталиях женщина тоже имеет маленький орган, аналогичный мужскому, и этотмаленький орган, клитор, играет в детском возрасте и в возрасте передначалом половой жизни ту же роль, что и большой мужской половой член.К числу менее понятных мужских сексуальных символов относятсяопределенные пресмыкающиеся и рыбы, прежде всего известный символ змеи.Почему шляпа и пальто приобрели такое же символическое значение, конечно,нелегко узнать, но оно несомненно. Наконец, возникает еще вопрос, можно лисчитать символическим замещение мужского органа каким-нибудь другим, ногойили рукой. Я думаю, что общий ход сновидения и соответствующие аналогии уженщин заставляют нас это сделать.Женские половые органы изображаются символически при помощи всехпредметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-топринять в себя. Т. е. при помощи шахт, копей и пещер, при помощи сосудов ибутылок, коробок, табакерок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д.Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют больше отношения кматке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната.Символика комнаты соприкасается здесь с символикой дома, двери и воротастановятся символами полового отверстия. Материалы тоже могут быть символамиженщины, дерево, бумага и предметы, сделанные из этих материалов, например,стол и книга. Из животных несомненными женскими символами являются улит-ка и раковина; из частей тела рот как образ полового отверстия, изстроений церковь и капелла. Как видите, не все символы одинаково понятны.К гениталиям следует отнести также и груди, которые, как и ягодицыженского тела, изображаются при помощи яблок, персиков, вообще фруктов.Волосы на гениталиях обоих полов сновидение описывает как лес и кустарник.Сложностью топографии женских половых органов объясняется то, что они частоизображаются ландшафтом, со скалами, лесом и водой, между тем каквнушительный механизм мужского полового аппарата приводит к тому, что егосимволами становятся трудно поддающиеся описанию в виде сложных машин.Как символ женских гениталий следует упомянуть еще шкатулку дляукрашений, драгоценностью и сокровищем называются любимые лица и во сне;сладости часто изображают половое наслаждение. Самоудовлетворениеобозначается часто как всякого рода игра, так же как игра на фортепиано.Типичным изображением онанизма является скольжение и скатывание, а такжесрывание ветки. Особенно примечателен символ выпадения или вырывания зуба.Прежде всего он означает кастрацию в наказание за онанизм. Особые символыдля изображения в сновидении полового акта менее многочисленны, чем можнобыло бы ожидать на основании вышеизложенного. Здесь следует упомянутьритмическую деятельность, например, танцы, верховую езду. подъемы, а такжепереживания, связанные с насилием, как, например, быть задавленным. Сюда жеотносятся определенные ремесленные работы и, конечно, угроза оружием.Вы не должны представлять себе употребление и перевод этих символовчем-то очень простым. При этом возможны всякие случайности, противоречащиенашим ожиданиям. Так, например, кажется маловероятным, что половые различияв этих символических изображениях проявляются не резко. Некоторые символыозначают гениталии вообще, безразлично, мужские или женские, например,маленький ребенок, маленький сын или маленькая дочь. Иной разпреимущественно мужской символ может употребляться для женских гениталий илинаоборот. Это нельзя понять без более близкого знакомства с развитиемсексуальных представлений человека. В некоторых случаях эта двойственностьтолько кажущаяся; самые яркие из символов, такие, как оружие, карман, ящик,не могут употребляться в бисексуальном значении.Теперь я буду исходить не из изображаемого, а из символа, рассмотрю теобласти, из которых по большей части берутся сексуальные символы, и прибавлюнекоторые дополнения, принимая во внимание символы, в которых неясна общаяоснова. Таким темным символом является шляпа, может быть, вообще головнойубор обычно с мужским значением, но иногда и с женским. Точно так же пальтоозначает мужчину, но не всегда в половом отношении. Вы можете сколько угодноспрашивать почему. Свисающий галстук, который женщина не носит, являетсяявно мужским символом. Белое белье, вообще полотно символизирует женское;платье, форменная одежда, как мы уже знаем, является заместителями наготы,форм тела, а башмак, туфля -- женских гениталий; стол и дерево какзагадочные, но определенно женские символы уже упоминались. Всякого родалестницы, стремянки и подъем по ним -- несомненный символ полового акта.Вдумавшись, мы обратим внимание на ритмичность этого подъема, которая, каки, возможно, возрастание возбуждения, одышка по мере подъема, является общейосновой.Мы уже упоминали о ландшафте как изображении женских гениталий. Гора искала -- символы мужского члена; сад -- часто встречающийся символ женскихгениталий. Плод имеет значение не ребенка, а грудей. Дикие звери означаютчувственно возбужденных людей, кроме того, другие грубые желания, страсти.Цветение и цветы обозначают гениталии женщин или, в более специальномслучае, -- девственность. Не забывайте, что цветы действительно являютсягениталиями растений.Комната нам уже известна как символ. Здесь можно продолжитьдетализацию: окна, входы и выходы комнаты получают значение отверстий тела.К этой символике относится также и то, открыта комната или закрыта, а ключ,который открывает, является несомненным мужским символом.Таков материал символики сновидений. Он еще не полон и его можно былобы углубить и расширить. Но я думаю, вам и этого более чем достаточно, аможет быть, уже и надоело. Вы спросите: неужели я действительно живу средисексуальных символов? Неужели все предметы, которые меня окружают, платья,которые я надеваю, вещи, которые беру в руки, всегда сексуальные символы иничто другое? Повод для недоуменных вопросов действительно есть, и первый изних: откуда нам, собственно, известны значения этих символов сновидения, окоторых сам видевший сон не говорит нам ничего или сообщает очень мало?Я отвечу: из очень различных источников, из сказок и мифов, шуток иострот, из фольклора, т. е. из сведений о нравах, обычаях, поговорках инародных песнях, из поэтического и обыденного языка. Здесь всюду встречаетсята же символика, и в некоторых случаях мы понимаем ее без всяких указаний.Если мы станем подробно изучать эти источники, то найдем символикесновидении так много параллелей, что уверимся в правильности нашихтолкований.1Человеческое тело, как мы сказали, по Шернеру часто изображается всновидении символом дома. При детальном рассмотрении этого изображения окна,двери и ворота являются входами во внутренние полости тела, фасады бываютгладкие или имеют балконы и выступы, чтобы держаться. Но такая же символикавстречается в нашей речи, когда мы фамильярно приветствуем хорошо знакомого"altes Haus" [старина], когда говорим, чтобы дать кому-нибудь хорошенькоaufs Dachl [по куполу] или о другом, что у него не все в порядке inOberstьbchen [чердак не в порядке]. В анатомии отверстия тела прямоназываются Leibespforten [ворота тела].То, что родители в сновидении появляются в виде императорской иликоролевской четы, сначала кажется удивительным. Но это находит своюпараллель в сказках. Разве не возникает у нас мысль, что в начале многихсказок вместо: "жили-были король с королевой" должно было бы быть:"жили-были отец с матерью"? В семье детей в шутку называют принцами, астаршего наследником (Kronprinz). Король сам называет себя отцом страны[Landesvater, по-русски -- царь-батюшка]. Маленьких детей в шутку мыназываем червяками [по-русски -- клопами] и сострадательно говорим: бедныйчервяк [das arme Wurm; по-русски -- бедный клоп].Вернемся к символике дома. Когда мы во сне пользуемся выступами домов,чтобы ухватиться, не напоминает ли это известное народное выражение для----------------------------------------1 Выдвинутое Фрейдом толкование мифа, согласно современным научнымпредставлениям, является совершенно неверным, игнорирующим своеобразиемифологического сознания как особой формы неадекватного осмыслениядействительности.сильно развитого бюста: у этой есть за что подержаться? Народвыражается в таких случаях и иначе, он говорит: Sie hat viel Holz vor demHaus [у этой много дров перед домом], как будто желая прийти нам на помощь внашем истолковании дерева как женского, материнского символа.И еще о дереве. Нам неясно, как этот материал стал символическипредставлять материнское, женское. Обратимся за помощью к сравнительнойфилологии. Наше немецкое слово Holz [дерево] одного корня с греческим ili,что означает "материал", "сырье". Тут мы имеем дело с довольно частымслучаем, когда общее название материала в конце концов сохранилось за однимчастным. В океане есть остров под названием Мадейра. Так как он весь былпокрыт лесом, португальцы дали ему это название, когда открыли его. Madeiraна португальском языке значит "лес". Но легко узнать, что madeira не чтоиное, как слегка измененное латинское слово materia, что опять-такиобозначает материю вообще. A materia происходит от слова mater -- мать.Материал, из которого что-либо состоит, является как бы материнской частью.Таким образом, это древнее понимание в символическом употреблении продолжаетсуществовать.Рождение в сновидении постоянно выражается отношением к воде; бросатьсяв воду или выходить из нее означает рождать или рождаться. Не следуетзабывать, что этот символ вдвойне оправдан ссылкой на историю развития. Нетолько тем, что все наземные млекопитающие, включая предков человека,произошли от водяных животных -- это весьма отдаленная аналогия, -- но итем, что каждое млекопитающее, каждый человек проходит первую фазу своегосуществования в воде, а именно как эмбрион в околоплодной жидкости в чревематери, а при рождении выходит из воды. Я не хочу утверждать, что видевшийсон знает это, напротив, я считаю, что ему и не нужно этого знать. Он,вероятно, знает что-нибудь другое, что ему рассказывали в детстве, но издесь я буду утверждать, что это знание не способствовало образованиюсимвола. В детской ему говорили, что детей приносит аист, но откуда он ихберет? Из пруда, из колодца, т. е. опять-таки из воды. Один из моихпациентов, которому это сказали, когда он был маленьким, исчез после этогона все послеобеденное время. Наконец его нашли на берегу пруда у замка, онлежал, приникнув личиком к поверхности воды и усердно искал на дне маленькихдетей.В мифах о рождении героя, подвергнутых сравнительному исследованию О.Ранком (1909), самый древний из которых о царе Саргоне из Агаде, около 2800лет до Р. X., преобладающую роль играет бросание в воду и спасание из воды.Ранк открыл, что это -- изображения рождения, аналогичные таким же всновидении. Если во сне спасают из воды какое-нибудь лицо, то считают себяего матерью или просто матерью; в мифе лицо, спасающее ребенка из воды,считается его настоящей матерью. В известном анекдоте умного еврейскогомальчика спрашивают, кто был матерью Моисея. Он не задумываясь отвечает:принцесса. Но как же, возражают ему, она ведь только вытащила его из воды.Так говорит она, отвечает мальчик, показывая, что правильно истолковал миф.Отъезд означает в сновидении смерть, умирание. Принято так же отвечатьдетям на вопрос, куда девалось умершее лицо, отсутствие которого оничувствуют, что оно уехало. Я опять хотел бы возразить тем, кто считает, чтосимвол сновидения происходит от этого способа отделаться от ребенка. Поэтпользуется такой же символикой, говоря о загробной жизни како неоткрытой стране, откуда не возвращался ни один путник (поtraueller). В обыденной жизни мы тоже часто говорим о последнем пути. Всякийзнаток древнего ритуала знает, как серьезно относились к представлению опутешествии в страну мертвых, например, в древнеегипетской религии. До насдошла во многих экземплярах Книга мертвых, которой, как бедекером, снабжалив это путешествие мумию. С тех пор как кладбища были отделены от жилищ,последнее путешествие умершего стало реальностью.Символика гениталий тоже не является чем-то присущим только сновидению.Каждому из вас случается быть невежливым и назвать женщину "alte Schachtel"[старая колода], не зная, что вы пользуетесь при этом символом гениталий. ВНовом Завете сказано: женщина -- сосуд скудельный. Священное Писание евреев,так приближающееся по стилю к поэтическому, полно сексуально-символическихвыражений, которые не всегда правильно понимались и толкование которых,например, Песни Песней, привело к некоторым недоразумениям. В более позднейеврейской литературе очень распространено изображение женщины в виде дома, вкотором дверь считается половым отверстием. Муж жалуется, например, в случаеотсутствия девственности, что нашел дверь открытой. Символ стола для женщинытакже известен в этой литературе. Женщина говорит о своем муже: яприготовила ему стол, ко он его перевернул. Хромые дети появляются из-затого, что муж перевернул стол. Эти факты я беру из статьи Л. Леви из Брюнна:"Сексуальная символика библии и талмуда" (1914).То, что и корабли в сновидении означают женщин, поясняют нам этимологи,которые утверждают, что первоначально кораблем (Schiff) назывался глиняныйсосуд и это было то же слово, что овца (Schaff). Греческое сказание оПериандре из Коринфа и его женеМелиссе подтверждает, что печь означает женщину и чрево матери. Когда,по Геродоту, тиран вызвал тень своей горячо любимой, но убитой из ревностисупруги, чтобы получить от нее некоторые сведения, умершая удостоверила себянапоминанием, что он, Периандр, поставил свой хлеб в холодную печь, намекаяна событие, о котором никто другой не мог знать. В изданной Ф. С. КрауссомAnthropophyteia, незаменимом источнике всего, что касается половой жизнинародов, мы читаем, что в одной немецкой местности о женщине, разрешившейсяот бремени, говорят, что у нее обвалилась печь. Приготовление огня, все, чтос ним связано, до глубины проникнуто сексуальной символикой. Пламя всегдаявляется мужскими гениталиями, а место огня, очаг -- женским лоном.Если, быть может, вы удивлялись тому, как часто ландшафты в сновидениииспользуются для изображения женских гениталий, то от мифологов вы можетеузнать, какую роль мать-земля играла в представлениях и культах древности икак понимание земледелия определялось этой символикой. То, что в сновидениикомната (Zimmer) представляет женщину (Frauenzimmer), вы склонны будетеобъяснить употреблением в нашем языке слова Frauenzimmer [баба] вместо Frau,т. е. замены человеческой личности предназначенным для нее помещением.Подобным же образом мы говорим о Высокой Порте и подразумеваем под этимсултана и его правительство; название древнеегипетского властителя фараонатакже означало не что иное, как "большой двор". (В Древнем Востоке дворымежду двойными воротами города являются местом сборища, как рыночные площадив классическом мире.) Я, правда, думаю, что это объяснение слишкомповерхностно. Мне кажется более вероятным, что комната как пространство,включающее в себя человека, стала символом женщины. Мы уже ведь знаем,что слово "дом" употребляется в этом значении; из мифологии ипоэтических выражений мы можем добавить в качестве других символов женщиныеще город, замок, дворец, крепость. Вопрос было бы легче решить, используясновидения лиц, не знающих и не понимающих немецкого языка. В последние годыя лечил преимущественно иностранцев и, насколько помню, в их языках не былоаналогичного словоупотребления. Есть и другие доказательства тому, чтосимволическое отношение может перейти языковые границы, что, впрочем, ужеутверждал старый исследователь сновидений Шуберт (1814). Впрочем, ни один измоих пациентов не был абсолютно не знаком с немецким языком, так что япредоставляю решить этот вопрос тем психоаналитикам, которые могут собратьопыт в других странах, исследуя лиц, владеющих одним языком.Среди символов, изображающих мужские гениталии, едва ли найдется хотьодин, который не употреблялся бы в шуточных, простонародных или поэтическихвыражениях, особенно у классических поэтов древности. К ним относятся нетолько символы, встречающиеся в сновидениях, но и новые, например, различныеинструменты, в первую очередь плуг. Впрочем, касаясь символическогоизображения мужского, мы затрагиваем очень широкую и горячо оспариваемуюобласть, от углубления в которую из соображений экономии мы хотимвоздержаться. Лишь по поводу одного, как бы выпадающего из ряда символа"три" мне хотелось бы сделать несколько замечаний. Еще неясно, необусловлена ли отчасти святость этого числа данным символическим отношением.Но несомненным кажется то, что вследствие такого символического отношениянекоторые встречающиеся в природе трехчастные предметы, например трилистник,используются в качествегербов и эмблем. Так называемая французская лилия, тоже трехчастная, истранный герб двух так далеко расположенных друг от друга островов, какСицилия и остров Мен, Triskeles (три полусогнутые ноги, исходящие из одногоцентра), по-видимому, только стилизация мужских гениталий. В древностиподобия мужского члена считались самыми сильными защитными средствами(Apotropaea) против дурных влияний, и с этим связано то, что в приносящихсчастье амулетах нашего времени всегда легко узнать генитальные илисексуальные символы. Рассмотрим такой набор, который носится в видемаленьких серебряных брелоков: четырехлистный клевер, свинья, гриб, подкова,лестница и трубочист. Четырехлистный клевер, собственно говоря, заменяеттрехлистный; свинья -- древний символ плодородия; гриб -- несомненно, символпениса, есть грибы, которые из-за своего несомненного сходства с мужскимчленом получили при классификации название Phallus impudicas; подковаповторяет очертание женского полового отверстия, а трубочист, несущийлестницу, имеет отношение к этой компании потому, что делает такие движения,с которыми в простонародье сравнивается половой акт (см. Anthropophyteia). Сего лестницей как сексуальным символом мы познакомились в сновидении; нам напомощь приходит употребление в немецком языке слова "steigen" [подниматься],применяемого в специфически сексуальном смысле. Говорят: "Den Frauennachsteigen" [приставать к женщинам] и "ein alter Steiger" [старыйволокита]. По-французски ступенька называется la marche, мы находимсовершенно аналогичное выражение для старого бонвивана "un vieux marcheur".С этим, вероятно, связано то, что при половом акте многих крупных животныхсамец взбирается, поднимается (steigen, besteigen) на самку.Срывание ветки как символическое изображение онанизма не толькосовпадает с простонародным изображением онанистического акта, но имеет идалеко идущие мифологические параллели. Но особенно замечательно изображениеонанизма или, лучше сказать, наказания за него, кастрации, посредствомвыпадения и вырывания зубов, потому что этому есть аналогия в фольклоре,которая, должно быть, известна очень немногим лицам, видящим их во сне. Мнекажется несомненным, что распространенное у столь многих народов обрезаниеявляется эквивалентом и заменой кастрации. И вот нам сообщают, что вАвстралии известные примитивные племена вводят обрезание в качестве ритуалапри наступлении половой зрелости (во время празднеств по случаю наступлениясовершеннолетия), в то время как другие, живущие совсем рядом, вместо этогоакта вышибают один зуб.Этими примерами я закончу свое изложение. Это всего лишь примеры; мыбольше знаем об этом, а вы можете себе представить, насколько содержательнееи интереснее получилось бы подобное собрание примеров, если бы оно былосоставлено не дилетантами, как мы, а настоящими специалистами в областимифологии, антропологии, языкознания, фольклора. Напрашиваются некоторыевыводы, которые не могут быть исчерпывающими, но дают нам пищу дляразмышлений.Во-первых, мы поставлены перед фактом, что в распоряжении видящего соннаходится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает всостоянии бодрствования. Это настолько же поразительно, как если бы высделали открытие, что ваша прислуга понимает санскрит, хотя вы знаете, чтоона родилась в богемской деревне и никогда его не изучала. При нашихпсихологических воззрениях нелегко объяснить этот факт. Мы можем толькосказать, что знание символики не осознается видевшимсон, оно относится к его бессознательной духовной жизни. Но и этимпредположением мы ничего не достигаем. До сих пор нам необходимо былопредполагать только бессознательные стремления, такие, о которых намвременно или постоянно ничего не известно. Теперь же речь идет обессознательных знаниях, о логических отношениях, отношениях сравнения междуразличными объектами, вследствие которых одно постоянно может замещатьсядругим. Эти сравнения не возникают каждый раз заново, они уже заложеныготовыми, завершены раз и навсегда; это вытекает из их сходства у различныхлиц, сходства даже, по-видимому, несмотря на различие языков.Откуда же берется знание этих символических отношений? Только небольшаяих часть объясняется словоупотреблением. Разнообразные параллели из другихобластей по большей части неизвестны видевшему сон; да и мы лишь с трудомотыскивали их.Во-вторых, эти символические отношения не являются чем-то таким, чтобыло бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения,благодаря которой они выражаются. Ведь мы узнали, что такая же символикаиспользуется в мифах и сказках, в народных поговорках и песнях, вобщепринятом словоупотреблении и поэтической фантазии.1 Область----------------------------------------1 Идея о том, что в картинах сновидений имеется символическоесодержание, требующее особого истолкования, сложилась в древнейшие времена.Обычно этому содержанию придавался прогностический смысл, хотя доступныхлогическому обоснованию и эмпирической проверке доказательств правомерноститакого подхода не приводилось. Своеобразие позиции Фрейда, ставшей предметомострых дискуссий и побудившей многих сторонников признания важной ролибессознательных влечений отойти от того варианта психоанализа, которыйсоздал Фрейд, заключалось в том, что в качестве основного принципаобъяснения содержания сновидений был выдвинут принцип сексуальной символики.Образы любых явлений, представляемых субъектом в сновидном состоянии, Фрейдсгруппировал в различные формы сексуальной символики.символики чрезвычайно обширна, символика сновидений является ее малойчастью, даже нецелесообразно приступать к рассмотрению всей этой проблемыисходя из сновидения. Многие употребительные в других областях символы всновидениях не встречаются или встречаются лишь очень редко, некоторые изсимволов сновидений встречаются не во всех других областях, а только в тойили иной. Возникает впечатление, что перед нами какой-то древний, ноутраченный способ выражения, от которого в разных областях сохранилосьразное, одно только здесь, другое только там, третье в слегка измененнойформе в нескольких областях. Я хочу вспомнить здесь фантазию одногоинтересного душевнобольного, воображавшего себе какой-то "основной язык", откоторого во всех этих символических отношениях будто бы имелись остатки.В-третьих, вам должно было броситься в глаза, что символика в другихуказанных областях не только сексуальная, в то время как в сновидениисимволы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектови отношений. И это нелегко объяснить. Не нашли ли исходно сексуальнозначимые символы позднее другое применение и не связан ли с этим известныйпереход от символического изображения к другому его виду? На этот вопрос,очевидно, нельзя ответить, если иметь дело только с символикой сновидений.Можно лишь предположить, что существует особенно тесное отношение междуистинными символами и сексуальностью.По этому поводу нам было дано в последние годы одно важное указание.Филолог Г. Шпербер (Упсала),работающий независимо от психоанализа, выдвинул (1912) утверждение, чтосексуальные потребности принимали самое непосредственное участие ввозникновении и дальнейшем развитии языка. Начальные звуки речи служилисообщению и подзывали сексуального партнера; дальнейшее развитие корней словсопровождало трудовые операции первобытного человека. Эти работы былисовместными и проходили в сопровождении ритмически повторяемых языковыхвыражений. При этом сексуальный интерес переносился на работу. Одновременнопервобытный человек делал труд приятным для себя, принимая его за эквиваленти замену половой деятельности. Таким образом, произносимое при общей работеслово имело два значения, обозначая как половой акт, так и приравненную кнему трудовую деятельность. Со временем слово освободилось от сексуальногозначения и зафиксировалось на этой работе. Следующие поколения поступалиточно так же с новым словом, которое имело сексуальное значение иприменялось к новому виду труда. Таким образом возникало какое-то числокорней слов, которые все были сексуального происхождения, а затем лишилисьсвоего сексуального значения. Если вышеизложенная точка зрения правильна, топеред нами, во всяком случае, открывается возможность понимания символикисновидений. Мы могли бы понять, почему в сновидении, сохраняющем кое-что изэтих самых древних отношений, имеется такое огромное множество символов длясексуального, почему в общем оружие и орудия символизируют мужское,материалы и то, что обрабатывается, -- женское. Символическое отношение былобы остатком древней принадлежности слова; вещи, которые когда-то называлисьтак же, как и гениталии, могли теперь в сновидении выступить для того же вкачестве символов.Но благодаря этим параллелям к символике сновидений вы можете такжеоценить характерную особенность психоанализа, благодаря которой онстановится предметом всеобщего интереса, чего не могут добиться нипсихология, ни психиатрия. При психоаналитической работе завязываютсяотношения с очень многими другими гуманитарными науками, с мифологией, атакже с языкознанием, фольклором, психологией народов и религиоведением,изучение которых обещает ценнейшие результаты. Вам будет понятно, почему напочве психоанализа вырос журнал Imago, основанный в 1912 г. под редакциейГанса Сакса и Отто Ранка, поставивший себе исключительную задачуподдерживать эти отношения. Во всех этих отношениях психоанализ сначалабольше давал, чем получал. Хотя и он извлекает выгоду из того, что егосвоеобразные результаты подтверждаются в других областях и тем самымстановятся более достоверными, но в целом именно психоанализ предложил тетехнические приемы и подходы, применение которых оказалось плодотворным вэтих других областях.1 Душевная жизнь----------------------------------------1 Фрейд ошибочно утверждает, будто психоанализ впервые проложил мостмежду психологическим исследованием, с одной стороны, и исследованиямикультуры -- с другой. Программа разработки "психологии народов"(культурно-исторической психологии) возникла задолго до Фрейда, в 60-х гг.прошлого века (Штейнталь, Лазарус и др.). В дальнейшем, в начале XX в., этупрограмму стремился реализовать В. Вундт в своей десятитомной "Психологиинародов". За несколько лет до Вундта другой немецкий философ -- В. Дильтейвыступил с работой, в которой обосновывал необходимость наряду сестественнонаучной ("объяснительной") психологией развиватькультурно-историческую ("описательную"), которая своим предметом имеетвключенность духовной жизни личности в континуум культурно-смысловых связей.Указанным концепциям был присущ психологизм -- выведениесоциально-исторических явлений и продуктов из процессов и механизмовиндивидуального сознания. Подмена общественных закономерностей динамикойбессознательных влечений является типичной особенностью психоанализа. Запредложением Фрейда распространить понятия в объяснительные принципыпсихоанализа на науки о культуре скрывались неверные методологическиеустановки, воспринятые в дальнейшем рядом исследователей культуры на Западе.Вместе с тем, указав на своеобразие семейно-брачных отношений вразличных культурах, Фрейд побудил этнографов заняться их специальнымизучением.отдельного человеческого существа дает при психоаналитическомисследовании сведения, с помощью которых мы можем разрешить или, по крайнеймере, правильно осветить некоторые тайны из жизни человеческих масс.Впрочем, я вам еще не сказал, при каких обстоятельствах мы можем глубжевсего заглянуть в тот предполагаемый "основной язык", из какой областиузнать о нем больше всего. Пока вы этого не знаете, вы не можете оценитьвсего значения предмета. Областью этой является невротика, материалом --симптомы и другие невротические проявления, для объяснения и лечения которыхи был создан психоанализ.Рассматривая вопрос с четвертой точки зрения, мы опять возвращаемся кначалу и направляемся по намеченному пути. Мы сказали, что даже если быцензуры сновидения не было, нам все равно было бы нелегко понять сновидение,потому что перед нами встала бы задача перевести язык символов на языкнашего мышления в состоянии бодрствования. Таким образом, символика являетсявторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой.Напрашивается предположение, что цензуре удобно пользоваться символикой, таккак она тоже стремится к той же цели -- сделать сновидение странным инепонятным.Скоро станет ясно, не натолкнемся ли мы при дальнейшем изучениисновидения на новый фактор, способствующий искажению сновидения. Я не хотелбы оставлять тему символики сновидения, не коснувшись еще раз тогозагадочного обстоятельства, что она может встретить весьма энергичноесопротивление образованных людей, тогда как распространение символики вмифах, религии, искусстве и языке совершенно несомненно. Уж не определяетсяли это вновь отношением к сексуальности?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.