Конспект лекций по предмету "Информатика"


I. Формирование дисциплины.

В юриспруденции формирование научного направления правовой информатики началось в 1960 – е годы. В эти годы появились первые нормативные акты и первые научные исследования в данной области.

1. Предпосылки возникновения первоначальной научной базы:
1) Хозяйственные расчеты.
В повседневной деятельности – придание юридического статуса расчетным документам, выполненным на ЭВМ.
ЭВМ начали активно применяться в повседневной деятельности, в основном, конечно, для расчетных задач (обработка информации о движении грузов, предоставление сведений о количестве энергии, для телефонных расчетов). Тем не менее, эти расчетные задачи влекли соответствующие юридические последствия – например, обязанность оплаты. Соответственно, надо было регулировать юридический статус документов, полученных в результате таких расчетов.
2) Международные хоз. отношения.
В международной хозяйственной деятельности, зарубежные организации СССР должны были вступать в правоотношения с западом, который использовал ЭВМ.
3) Государственное управление (автоматизация).
Начали создаваться первые автоматизированные системы государственного управления. Например, предполагалась АСУ – автоматизированная система управления, которая якобы позволила бы справиться с недостатками плановой системы и злоупотреблениями чиновников.
Такие системы, прежде всего, создавались в области государственной статистики и обработки информации (прообразы Консультанта именно тогда начали создаваться).
4) Автоматизация или использование информационной техники в правоохранительной системе.
Прежде всего, обработка статистической информации, решение ряда судебно-экспертных задач (почерковедение, дактилоскопия, автотехническая экспертиза). Все это требовало отражения не только в процессе криминалистической деятельности, но в ряде случаев и в деятельности процессуальной.

2. Первые нормативные акты в сфере правовой кибернетики.
1) В конце 70-х – начале 80-х появился первый НПА, который сохранил формально свое действие и сейчас – Инструктивное письмо Госарбитража СССР от 29.06.1979 года № И14 «Об использовании в качестве доказательств по арбитражным делам документов, подготовленных с помощью электронно-вычислительной техники».
Документ даже опережал то развитие информационных технологий. Значение документа подчеркивается тем, что он был принят ООН в качестве рабочего документа.

2) 09.07.1982 №7 – Пленум Верховного Суда СССР принял 2 постановления, в которых также говорилось об использовании техники в процессуальных целях. Там были пункты 6 и 7, говорящие о том, что возможно использование в процессе доказательств, в том числе заключение эксперта, подготовленное с помощью ЭВМ.

3) 1982 – Обзор судебной практики ВС СССР, который назывался аналогично письму Госарбитража – «Об использовании в качестве доказательств документов и заключений экспертов, подготовленных средствами электронной вычислительной техники».

4) Вопросы технологии придания юридической силы новым документам, также нашли отражение.
В 1984 году появился ГОСТ, утвержденный Госстандартом СССР № 6.10.4.84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники».
1985 год – Госстандарт СССР принял рекомендации, которые назывались «Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6 – 10 – 4 – 84».
* Машинограмма – это документ, созданный на ЭВМ, либо в бумажном виде, либо в электронном. Формально, этот ГОСТ и указания по его внедрению пока не отменены.

5) Вместе с актами общего характера появились и специализированные документы, регулирующие конкретные правоотношения:
- Во внешнеторговой сфере СССР присоединился к конвенции о Морской перевозке грузов и Воздушной перевозке грузов (Монреальский протокол №4 к Варшавской конвенции перевозки грузов). Эти документы уже рассматривали ЭВМ-документы, как имеющие полную юридическую силу.

Регулирование отношений внутри страны между организациями, поставляющими товары народного положения осуществлялось Положением «О поставках продукции и поставках технической продукции» – в нем было сказано, что ЭВМ может использоваться для подготовки документов, и эти документы могут признаваться НПА и договорами, как имеющие юридическую силу.


3. Правовая информатика и кибернетика как учебная дисциплина.
3.1. Первоначальное содержание данного курса.
А) Вместе с развитием НПА шло и развитие науки в данной отрасли. Начиная со второй половины 1960-го года стали выходить тематические сборники о правовой кибернетике, в которых рассматривались отдельные вопросы новых информационных технологий:
- Прежде всего, кибернетические в вопросы рассматривались в контексте уголовно-правовой задачи, так как это был наиболее эффективно-разработанный участок.
- Кроме того, уже ставились вопросы о защите прав человека в информационных сетях.
- Рассматривались проблемы по приданию юридической силы новым видам доказательств – электронным документам и машинограммам.

Б) Практически каждый год проводились СССР и региональные конференции по проблемам.

В) Накопление знаний потребовало подготовку новых юридических кадров и дисциплины, следовательно, был выпущен первый учебник по правовой информатике и кибернетике – «Основы правовой информатики и кибернетики». 1973 год – начало учебной дисциплины, родоначальник – Николай Степанович Полевой.

Курс был рассчитан на то, чтобы ознакомить с началами использования в юридической деятельности средств и методов кибернетики. Это было связано с рядом причин – кибернетика была разрешена в СССР, а с информатикой колебались. Во-вторых, не было технической базы. Развитие и проникновение ЭВМ в структуры было слабым. Потому акцент делался на науковедческие и методологические вопросы в сфере кибернетики и информатики.
Была и практическая часть – студентов знакомили с практическими задачами, которые решались с помощью техники – статистика, расчетные задачи в области юриспруденции.

По мере совершенствования и расширения компьютерной техники, дисциплина трансформировалась. Все больше внимания стали уделять прикладным вопросам, появились чисто внутренние правовые проблемы, которые разрешались с помощью применения ЭВМ. А вопросы науковедения отошли на второй план, и в лекции их не читают.

Г) В начале 1990-х годов появилась лаборатория правовой информатики и кибернетики, все технические вопросы перешли туда. Вначале она имела целью научить людей работать с компьютерами, а затем уже стала учить информационным задачам. Все это ушло потихоньку из курса правовой информатики и кибернетики.

Начиная с конца 1990-х годов основными задачами курса являются:
- Совершенствование знаний юристов о правоотношениях в новой сфере – информационной сфере общественных отношений.
- Ознакомление с действующим законодательством в данной области.
- Изучение и особенности работы с доказательствами, получаемыми в ходе использования новых ИТ.
В рамках реализации этой последней задачи в курсе даются знания, позволяющие работать с этими технологиями в любой области процесса.
3.2. Нынешнее содержание курса.
1 – Понятийный аппарат. Учебник Полевого.
2 – Состояние и развитие новых ИТ: компьютерной техники и электронных средств передачи данных, регулируемых правом. В курсе не даются сведения о технике, дается лишь общее представление и природа того, как новые средства влияют на право и какие особенности необходимы для того, чтобы правильно регулировать эти отношения.
3 – История развития отношений в информационной сфере.
4 – Современное законодательство, в котором рассматриваются вопросы применения новых информационных технологий.
5 – Правовые отношения, возникающие при использовании новых информационных технологий, в т.ч. особенности правового регулирования деятельности субъектов, участвующих в этих правоотношениях.
6 – Состояние и развитие правового регулирования деятельности и информационной безопасности в информационной сфере.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.