Изображения представляются двумя способами.
1. Графические объекты создаются как совокупности линий, векторов – называется векторной графикой.
2. Графические объекты формируются в виде множества точек (пикселей) разных цветов и разных яркостей, распределенных по строкам и столбцам – называется растровой графикой.
Модель RGB. Чтобы оцифровать цвет, его надо измерить. Немецкий ученый Гросман сформулировал три закона смешения цветов:
1. Закон трехмерности – любой цвет может быть представлен комбинацией трех основных цветов;
2. Закон непрерывности – к любому цвету можно подобрать бесконечно близкий;
3. Закон аддитивности – цвет смеси зависит только от цвета составляющих.
За основные три цвета приняты красный (Red), зеленый (Green), синий (Blue). В модели RGB любой цвет получается в результате сложения основных цветов. Каждый составляющий цвет при этом характеризуется своей яркостью, поэтому модель называется аддитивной. Эта схема применяется для создания графических объектов в устройствах, излучающих свет – телевизорах, мониторах.
Модель CMYK. В полиграфических системах напечатанный на бумаге графический объект сам не излучает световых волн. Изображение формируется на основе отраженной волны от окрашенных поверхностей. Окрашенные поверхности на которые падает белый свет (т.е. сумма всех цветов), должны поглотить (т.е. вычесть) все составляющие цвета, кроме того, цвет которого мы видим. Цвет поверхности можно получить красителями, которые поглощают, а не излучают. Например, если мы видим зеленое дерево, то это означает, что из падающего белого цвета (т.е. суммы красного, зеленого, синего), поглощены синий и красный, а зеленый отражен. Цвета красителей должны быть дополняющими: голубой Cyan = B + G), дополняющий красного; пурпурный (Magenta = R + G), дополняющий зеленого; желтый (Yellow = R + G), дополняющий синего. Т.к. цветовые красители по отражающим свойствам не одинаковы, то для повышения контрастности применяется еще черный (Black). Модель CMYK названа по первым буквам слов Cyan, Magenta, Yellow и последней букве Black. Т.к. цвета вычитаются, модель называется субстрактивной.
Оцифровка изображения. При оцифровке изображение с помощью объектива проецируется на светочувствительную матрицу m строк и n столбцов, называемую растром. Каждый элемент матрицы – мельчайшая точка, при цветном изображении состоящая из трех светочувствительных (т.е. регистрирующих яркость) датчиков красного, зеленого, желтого цвета. Далее оцифровывается яркость каждой точки по каждому цвету последовательно по всем строкам растра.
Если для кодирования яркости каждой точки использовать по одному байту (8 бит) на каждый из трех цветов (3 * 8 = 24 бита), то система обеспечит представление 224 16,7 млн. распознаваемых цветов, что близко цветовосприятию человеческого зрения. Режим представления цветной графики двоичным кодом из 24 разрядов называется полноцветным или True Color. Графические данные, также как и звуковые, занимают очень большие объемы на носителях. Например, если экран монитора имеет растр 800 х 600 точек, изображение, представленного в режиме True Color, займет 800 х 600 х 3 = 1440000 байт. Если не требуется высокое качество отображения цвета, применяют режим High Color, который кодирует одну точку растра 2 байтами (16 разрядов дают 216 65,5 тысячи цветов).
Режим, который при кодировании одной точки растра использует один байт, называется индексным, в нем различаются 256 цветов. Этого не достаточно, чтобы передать весь диапазон цветов. Код каждой точки при этом выражает собственно не цвет, а некоторый номер цвета (индекс) из таблицы цветов, которая называется палитрой. Палитра прикладывается к файлам с графическими данными и используется при воспроизведении изображения.
Графическими форматами файлов являются .TIFF, .GIF, .JPG, .BMP, JPEG.