В инкультурации обычно выделяют два основных этапа – «первичная» и «вторичная инкультурация». Первичная инкультурация начинается с рождения ребенка и охватывает периоды детства и юности. Это процесс усвоения важнейших элементов культуры своего общества: норм, правил, знаний, навыков… - необходимых для нормальной жизни в этом обществе. Процесс инкультурации на этом этапе реализуется в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают возможности выбора или оценки ребенка. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они некритично и чаще бессознательно усваивают их. Дети должны выполнять правила того мира, в котором они живут. Для этого этапа в любой культуре существуют специфические способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Очень важна в этом отношении игра (различные типы игры), которая способна формировать интеллект, фантазию, воображение, способность к обучению, освоение трудовых навыков, формировать ценностное отношение к труду, учебе, закреплять в поведении ребенка основные культурные модели поведения и т.д. Приобретенные на этом этапе знания и навыки становятся ведущими в жизни человека – складываются предпосылки трансформации ребенка во взрослого человека, способного к адекватному участию в социокультурной жизни.
Вторичная инкультурация касается уже взрослых людей, так как процесс вхождения в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Отличительной особенность второго этапа инкультурации является развитие способности человека к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Человек получает возможность комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненно важных проблем, расширяется его способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия как для него, так и для других людей. Второй этап инкультурации обеспечивает членам общества возможность принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой своего общества, он становится сознательным субъектом культуры.