План лекции:
1) Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора.
2) Концепция культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского.
3) Концепция «замкнутых культур» О. Шпенглера.
4) Концепция «географического детерминизма» или теория «Вызова- Ответа» А. Тойнби.
5) Религиозная концепция культуры или теория «Осевого времени» К. Ясперса.
6) Игровая концепция культуры Й. Хейзинги и
Х. Ортега-и-Гассета.
7) Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда.
8) Аналитическая концепция культуры К.-Г. Юнга.
9) Социальная концепция культуры Э. Фромма.
10) Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва.
Различия в культуре возникли вместе с возникновением культуры. Человек (мы можем быть уверены) всегда знал об этих отличиях, обособлявших его собственную группу от остальных, таким образом, в каком-то смысле человечество всегда обладало культурным сознанием. Уже со времён Геродота предпринимались попытки объяснить разнообразие культур человечества.
Однако только на рубеже XIX-XX веков возникла идея культуры как целостного явления, а в ХХ веке сформировались многообразные концепции культуры.
Это не означает, что вопросами культуры не занимались учёные (например, Нового времени) или, что в Античности и Средневековье не было культуры, Это означает, что люди этих эпох не мыслили о себе в понятиях «культуры», «ценностей культуры», «типов культур». Например, ни в древности, ни в Средневековье не было понятия культуры в смысле способа жизнедеятельности или в смысле среды обитания человека.
Теоретическая разработка проблем культуры началась в ХVII-ХVIII веках в ситуации бурного развития науки и техники, когда пристальное внимание обращено было к различным аспектам культуры – политике, экономике, морали, искусству. Это было определено тем, что просветители пытались по-новому осмыслить деятельность человека, исходя из рационалистических представлений о мире.
Самуэль Пуффендорф (1632-1694) - немецкий юрист и историограф - активно начинает использовать понятие «культура» для обозначения результатов духовной и интеллектуальной деятельности человека. Культура понимается им как противостояние человеческой деятельности дикой стихии природы и противопоставляется природному (естественному) состоянию человека. С этого времени понятие «культура» всё чаще используется для обозначения воспитанности и просвещённости человека.
Джамбаттисто Вико(1668-1744) – итальянский мыслитель – первым говорит о несовершенстве европейский цивилизации, проводит историко-сравнительный анализ, описывает национальные психологии, решает проблемы аккультурации и ассимиляции. Выделяет присущие всем культурам элементы: наличие религии, обязательное заключение брака и обряды погребения. Именно с этих составляющих начинается любая культура, считает он. Вико высказывает важную идею о том, что каждая культура закрепляет себя в языке, который создаёт свой специальный образ мира и аккумулирует особенности психологических реакций, свойственных каждой культуре. В работах Вико складывается классическое понимание культуры, которая понимается как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Культура – это духовное совершенствование человеческого рода и отдельного индивида.
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий историк – рассматривает общество и его культуру как саморазвивающееся целое, первоосновой которого является язык и порождённые им науки, искусство, семья и государство. Гердер даёт конкретный анализ истории человечества. Считает, что история образует единую цепь культурного развития народов, в которой каждое звено связано с предыдущим и последующим. Он первым ставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Гердер делает вывод о том, что между общечеловеческими достижениями культуры и народной культурой не может быть никаких противоречий, что все культуры представляют собой единство, ведущее к созданию единой человеческой цивилизации. Его взгляды явились важным шагом на пути выделения культуры в качестве особого предмета и особой проблемы философского анализа.
Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ – считает, что лицо культуры определяется моралью, насколько человек готов следовать нормам морали в своей практической деятельности. Культура – это данная Богом способность человека подняться от животного «чувственного» состояния к высоконравственному существованию, подчиняясь внутреннему повелению к добру. Он называет это «категорическим императивом».
Многие философы и учёные, занимаясь исследованием феномена «культуры», пытались ответить на самые различные вопросы: Какова природа культуры? Каков источник культуры? Какова роль культуры в жизни человека? Есть ли какие-то закономерности, определяющие развитие отдельных культур и общечеловеческой культуры в целом? Каковы место и роль локальных культур в мировом культурно-историческом процессе? Чем объясняется большое разнообразие национальных культур? Существует ли какое-либо единство в этом разнообразии?
Попытки создания теоретической концепции, которая бы ответила на эти вопросы, раскрыла бы динамику развития человеческой культуры и упорядочила разнообразные разрозненные сведения о культуре в единую целостную систему, предпринимались многими философами и учёными. Однако в современной культурологии одной общепризнанной историко-культурологической теории до сих пор нет, каждая концепция объясняет происхождение и развитие культуры со своей точки зрения. Рассмотрим некоторые, наиболее значительные и интересные теории, которые оказали заметное влияние на всю проблематику культурологии и определили дальнейшее развитие культурологической мысли.