Конспект лекций по предмету "Йога"


Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России

Лекции по дисциплине «История» («Отечественная история», «История России»)
Составитель - к.и.н. доцент УШКАЛОВ В.А. 2008 г. (Составитель лекций –1, 3.2, 3.3, 4.2, 4.3, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5 – к.ф.н., доцент Топчий И.В.)

Лекция 1. Введение. Теоретические проблемы истории.

1. История как наука.
2. Основные принципы и методы исторического знания.
1. История(от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) рассмат­ривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и чело­вечества, и, во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и об­щества. Историческая наука пытается дать целостное видение исто­рического процесса в единстве всех его характеристик. История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью обществен­ных наук с привлечением данных естественных и технических наук.
Основная задача истории - обобщение и обработка накопленного человеческого опыта. Historia est magistra vitae (история — наставница жизни), гово­рили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные перио­ды жизни человечества, в мировом историческом опыте пытаются найти от­веты на многие вопросы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, красоте, свободе.
Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной областью человеческого познания. Но сама наука история сложилась значи­тельно позже (в России — примерно с начала XVIII в.). В XVIII—первой по­ловине XIX в. произошло уточнение предмета истории в связи с обращением к изучению экономики, культуры и социальных отношений.
Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, ха­рактеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоре­чивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю,в рамках которой изучается происхождение человека (его этноге­нез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций(отечествен­ная история) с древнейших времен до наших Дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшие.
История — наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоя­тельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по веществен­ным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам).
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие срав­нительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким об­разом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом, К их числу относятся: генеалогия (наука о происхождении и род­ственных связях отдельных лиц и семейств), геральдика (наука о гербах), ну­мизматика (наука о монетах и их чеканке), хронология (наука, изучающая си­стемы летосчисления и календари), палеография (наука, изучающая рукопис­ные памятники и старинное письмо) и др.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и исто­риография (история исторической науки), задача которой — описание и ана­лиз взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История — наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю со­вокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, поли­тику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, техни­ческих) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например история музыки, история кино и т. д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки, такие как историческая география, историческая геология и др.
По обширности объекта изучения история может подразделяться на следую­щие группы:
— история мира в целом;
— история какого-либо континента, региона (история Европы, африка­нистика, балканистика);
— народа (китаеведение, японоведение);
— группы народов (славяноведение).
История России— научная дисциплина, изучающая процесс развития на­шего Отечества, его многонационального народа, формирование основных государственных и общественных институтов.
Любой грамотный человек должен знать историю своего Отечества. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых ис­точников, с расширением нашего кругозора, с совершенствованием теорети­ческих знаний сегодня оцениваются иначе, чем несколько лет назад. Совре­менная российская историческая наука переживает особый период, когда новые подходы к истории только начинают вырабатываться. Так, в современ­ной отечественной историографии широко используются традиционные системообразующие категории: первобытное общество, рабовладельческий строй, феодальная раздробленность и т. д. При этом многие ученые крити­чески, а то и вовсе негативно оценивают фундаментальное в прошлом поня­тие «социально-экономическая формация».
Сложность исторического развития человечества, многообразие миро­воззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:
1) религиозный (теологический, провиденциальный):Е.Н. Трубецкой — объяс­нение происхождения человечества, его развития божественной волей; В. С. Со­ловьев — постановка проблемы единства истории; Н. Н. Филолетов — попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;
2) естественно-научный (натуралистический):а) географический детерми­низм: Ш. Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхно­сти являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер истори­ческого развития; Л. И. Мечников особое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные ци­вилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, — Египет, Китай, Индия и пр.), морские (Древняя Греция и др.), океанические (с от­крытием Америки); б) демографический: Т. Мальтус — решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни — в арифметической прогрессии. Необуздан­ное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический: Л. Н.Гумилев различает со­циальную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос — «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ;
3) социально-экономический (формационный):К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ле­нин и историки советского периода — человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, ра­бовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Фор­мации различаются между собой способом материального производства, осо­бенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается спе­цифика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);
4) культурно-исторический (культурно-цивилизационный):а) Дж. Вико, И. Г. Гредер, Г. В. Ф. Гегель — приоритетное развитие духовной сферы, культу­ры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер ис­торического процесса; б) Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др. — концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н. А. Бердяев, К. Ясперс и др. — своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;
5) мир — системный анализ Иммануила Валлсрстайна— попытка интегри­ровать в единое целое культурологический, экономико-детерминистский, классовый и этатистский подходы.
Для выявления объективной картины исторического процесса истори­ческая наука должна опираться на определенную методологию, некие общие принципы, которые позволяли бы упорядочить накопленный исследователя­ми материал, создавать эффективные объясняющие модели. Принципы полу­чения исторических знаний — это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономер­ности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они су­ществуют не.в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех яв­лений и событий в истории.

2. Основными научными принципами являются следующие.
Принцип историзма — один из основных принципов подхода к изучению природы и общества. Все исторические факты, явления и события рассмат­риваются в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Каждое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность вне времени и обстоятельств.
Принцип объективности предполагает опору на факты в истинном содер­жании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности, противоречивости, в со­вокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обес­печении принципа объективности — личность историка: его теоретическое и профессиональное мастерство.
Принцип социального подхода предполагает, что в развитии общественных процессов проявляются определенные социальные интересы: в экономической области, политических, межклассовых и внеклассовых противоречи­ях, отношениях социальной психологии и традиций. Этот принцип (его еще называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотно­сить интересы определенной социальной группы с общечеловеческими, учи­тывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей. Социальный подход к истории особенно важен при оцен­ке программ, реальной политической деятельности партий и их лидеров, что позволяет делать важные выводы. В то же время при решении глобальных проблем современности приоритеты отдаются не классовым, а общечелове­ческим ценностям. Поэтому их необходимо не противопоставлять, а взаимо-дополнять.
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществле­ния того или иного события, явления, процесса на основе анализа объектив­ных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользован­ные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фак­тов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования:
- Общенаучные. К общенаучным методам исследования относятся исторический, логи­ческий методы и метод классификации. Исторический метод позволяет вос­произвести процесс развития с его общими, особенными и неповторимо индивидуальными чертами. Логический — связан с историческим, он обоб­щает весь процесс в теоретической форме закономерностей. Оба этих мето­да дополняют друг друга, поскольку исторический метод имеет свои позна­вательные пределы, исчерпав которые можно сделать выводы и обобщения с помощью логического метода. Классификация как метод позволяет выде­лить общее и особенное в явлениях, облегчает сбор материала, системати­зирует знания, способствует теоретическим обобщениям, выявлению но­вых законов.
— специальные (заимствованные у других наук).
Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии. Особое значение для анализа исторических ситуаций имеют метод социологических исследований и метод социальной психологии, так как массы (народ) оказывают непосредственное влияние на ход исторического развития.
— собственно исторические методы, которые можно условно разделить на две группы:
1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования про­цессов во времени: хронологический, хронологическо-проблемный, синхро­нистический, метод периодизации; Суть хронологического метода состоит в том, что явления излагаются во временном (хронологическом) порядке. Хронологическо-проблемный метод предусматривает изучение и исследование истории России по периодам (те­мам) или эпохам, а внутри них — по проблемам. С учетом проблемно-хроноло­гического метода происходит изучение и исследование какой-либо одной сто­роны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии. Синхронистический метод позволяет установить связи и взаимосвязи между явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время в разных мес­тах России и ее регионах. Метод периодизации дает возможность выявить из­менения качественных особенностей в развитии и установить периоды этих качественных изменений.
2) методы, основывающиеся на выявлении закономерностей истори­ческого процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод ис­торического моделирования), структурно-системный.
Сравнительно-исторический метод имеет целью установить общие тенден­ции, присущие сходным процессам, определить произошедшие изменения, выявить пути общественного развития. Ретроспективный позволяет восста­новить процесс по выявленным его типическим свойствам и показать зако­номерности его развития. Структурно-системный устанавливает единство событий и явлений в общественно-историческом развитии, на основании чего выделяются качественно различные социальные, экономические, поли­тические, культурологические системы общественного устройства в опреде­ленных хронологических рамках.

Лекция 2.1. Первобытность и археологические культуры России.
1) Проблемы антропогенеза и антропосоциогенеза.
2) Периодизация первобытности

1) Существуют две основные точки зрения на проблемы *антропогенеза (происхождение физического типа человека) и *антропосоциогенеза (формирование человека как общественного существа, создающего культурные ценности). Первая – религиозная, В Библии отмечается, что сотворение физического типа человека был скорый, одноразовый, но затем был продолжительный период социологизации человека. Вторая - научная, материалистическая. Здесь отмечается, что длительными, эволюционными были оба процесса формирования человека.
Ещё ученые Древности указывали на примитивность строения тела пралюдей, костные останки которых обнаруживались в то время. В 18 в. шведский учёный К.Линней в своей классификации животного мира отнёс человека и обезьяну к одному виду – приматам. Но человек получил название – Homo sapiens – умелый. В середине 19 в. Ч.Дарвин обосновал теорию эволюции человека на основе естественного отбора (приспособления к окружающей среде). Ф.Энгельс обосновывал положение о том, что «труд создал человека», то есть в процессе изготовления орудий труда и социальной коммуникации сформировался современный тип человека.
Целенаправленные археологические раскопки обнаружили несколько типов *архантропов – древнейших человекоподобных существ. А вершиной эволюции был признан кроманьонец или Homo sapiens, возникший около 40 тыс. лет назад. На основании подобных открытий возникла версия о том, что около 30 млн. лет назад появились первые человекоподобные обезьяны (антропоиды, приматы). В ходе их эволюционного развития, около 3 млн. лет возник отряд гоминид – существ, умевших пользоваться, а затем изготовлять орудия труда, и обладавших навыками прямохождения (австралопитек). Затем возникли более совершенные виды архантропа: питекантроп (!- 0,25 млн. лет назад), неандерталец (0,25 – 0,04 млн. лет), и наконец – кроманьонец (неоантроп). Однако четкой, признанной всеми учеными, генеалогии- эволюционного пути развития – не существует. Более того, современные генетические исследования указали на отсутствие видовой преемственности современного человека и древнейших архантропов.
Многие учёные считают важным учитывать внешние факторы, которые могли повлиять на антропогенез. Например, астрофизический, это смещение магнитного полюса Земли (геомагнитная инверсия) в результате чего произошло глобальное изменение климата и животного мира планеты. Другая гипотеза – радиоактивное воздействие на группы человекоподобных обезьян в районе Восточной Африки из-за тектонических процессов, что привело к мутации приматов. Ослабленный в физическом отношении примат начал развивать иные приспособительные механизмы для выживания в окружающем мире, это привело к случайному, а затем – к целенаправленному использованию орудий труда. Поиск таких факторов может привести к обоснованию, в конечном итоге, как Библейской версии антропогенеза, так и теорий Дарвина и Энгельса.
Археологическое изучение первобытности обосновало ещё одно важнейшее положение – непрерывность прогрессивного совершенствования орудий труда. На основании этого возникла основная теория периодизации первобытности. Вкаменом веке выделяется три эпохи: *палеолит (древний камень) – до 12 тыс. лет назад, *мезолит (средний камень) – до 9 тыс. лет, *неолит (новый камень) – до 6 тыс. лет назад. Эпохи разделяются на периоды и на «культуры», характеризующиеся единообразным комплексом артефактов. Например, «шельская культура»- около г. Шель в северной Франции, «Костёнки» - от названия посёлка в Украине, «культура срубных захоронений» и др. На территории бывшего СССР исследовано около 70 стоянок нижнего и среднего палеолита и около 300 стоянок верхнего палеолита – от р.Прут на западе до Чукотки на северо-востоке.
В нашем регионе каменные орудия труда, изготовленные неандертальцами, обнаружены у берегов Азовского моря в Неклиновском районе (ст. Амвросиевка) и около х. Хрящи на Северском Донце. Древнейшие стоянки кроманьонцев обнаружены в около с. Рожок в устье Миусского лимана. Стоянки неолита исследованы в районе Матвеева Кургана, Левенцовки и Константиновска. Собирательство в этот период сменилось мотыженным земледелием, поэтому возникали постоянные поселения. Здесь строились каркасные хижины, обмазанные глиной. Из глины изготовляли керамическую посуду, ёмкости для хранения запасов зерна и т.п.
В период палеолита человек изготовлял первоначально грубые ручные рубила из кремня, которые являлись универсальными орудиями труда. Затем началось изготовление специализированный орудий – ножи, проколки, скребла, составные орудия, например, каменный топор и копьё. В мезолите преобладали микролиты – орудия труда из тонких каменных пластин, которые вставлялись в костяную или деревянную оправу. Тогда же были изобретены лук и стрелы. Неолит считается периодом первой технической революции – начался переход от потребляющего к производящему хозяйству. Земледелие и скотоводство потребовало создания принципиально новых орудий труда, это шлифованные инструменты из нефрита, сланца, шифера. Осваивалась техника пиления и сверления камня. Было изобретено керамическое производство и ткачество.
Другую систему периодизации, основанную на комплексной характеристике материальной и духовной культур, предложил в 70-е годы 19 в. Л.Морган. Эпоху первобытности он разделил на два периода – дикость (сопоставим с палеолитом и мезолитом) и варварство (сопоставим с неолитом), после которых начался период цивилизации (создание государств, металлургия и т.п.).
Однако следует учитывать отсутствие строгой синхронности в развитии этих периодов первобытности. Многие народы Севера нашей страны не преодолели каменный век до прихода русских землепроходцев в 17 в., а южном полушарии планеты до сих пор существуют «застойные цивилизации» - племена, живущие по нормам первобытности.
Человек издревле считался стадным животным или коллективистом. Уже в палеолите создавались небольшие группы людей – стада во главе с вожаком. В позднем палеолите возникли крупные устойчивые коллективы – племена, разделявшиеся на парное число родов. В неолите возникла парная семья, и произошёл переход от матриархата к патриархату, мужчина как главный производитель материальных благ возглавил «ячейку общества».
В первобытности человек создавал не только практически необходимые орудия труда, но и элементы духовной культуры, что также выделяло его из «животного царства». Возникли различные направления искусства – изготовление скульптур (пластика), наскальные рисунки, танцы, музыка, а также мифология и религиозные верования. Всё это свидетельствовало о развитии абстрактного мышления людей и их человеческих чувств.
Религиозные верования были свойственны всем народам, начиная от 100 тыс. лет назад, - устраивались упорядоченные захоронения, рядом с усопшим клали орудия труда и запасы пищи – чтоб пригодились в «ином мире». Религия имела важнейшие гносеологические корни – она позволяла объяснить многие явления окружающего мира и состояния человека. По мнению Э.Тейлора первой религией был *анимизм – вора в наличие души у всех существ и явлений природы. На этой основе возникли магические обряды «воздействия» на эти души. Затем возникли верования – тотемизм (представление о родоначальнике данного племени – животном, рыбе и т.п.) и фетишизм (культ неодушевленных предметов – талисманов). Возникли верования в сверхъестественную силу ушедших предков, культ матери-земли и др.
Постепенно первобытный человек накапливал знания в области *географии (топография места обитания), *минералоги (породы и свойства камней), *ботаники и зоологии (повадки зверей, их виды, отличия съедобных и ядовитых растений), *физики (изготовление лука и стрел, копьеметалки, различные рычаги, *химии (изготовление лекарств, красок, обработка шкур), *медицины (лечение ран, вывихов) и др. Осваивались различные технологии обработки камня, кости, дерева. Создавались простейшие транспортные средства (волокуши, плоты, вьюки). От использования пещер и гротов человек перешёл к строительству разнообразные конструкции жилищ – хижины, землянки, срубы, иглу и т.п.
Поэтому не совсем верно определять период первобытности как «доисторию» человечества, как эпоху застоя. Именно в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, зачатки науки и искусства, религия. Эти достижения, при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека каменного века, имели ни чуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в период первобытности был создан фундамент современной цивилизации – то есть запас знаний, практического опыта и психофизических достоинств человека.


Лекция 2.2. Древние цивилизации Востока и Античности.
1) Особенности перехода от Первобытности к Цивилизации Древности.
2) Цивилизации Востока – Междуречье, Египет и др.
3) Античность – основа европейской цивилизации.

1) Как отмечалось выше, по Л.Моргану, вслед за первобытными периодами дикости и варварства наступил период *цивилизации или Древности, по иной системе периодизации. Основные его признаки: металлургия (бронзовая, потом железная), второе общественное разделение труда (выделение ремесленников), товарно-денежные отношения, возникновение городов и государств, патриархальное рабовладение, письменность, зачатки науки, религиозный политеизм, реалистическое искусство и т.д. IY- Ш тысячелетия до н.э. - период *ранней Древности (переход от родового строя к соседской общине, общинная собственность на землю, небольшие государства (номовые на Востоке, полисные – на Западе). П-I тысячелетия до н.э. – *поздняя Древность (создание крупных государств – деспотия на Востоке, монархия или республика на Западе), частная собственность на землю и другие средства производства, классическое рабство, религиозный монотеизм и т.д.
По теории К.Ясперса основные качественные перемены в обществе произошли между 800 и 200 гг. до н.э., это - «осевое время» - духовное и интеллектуальное пробуждение человечества. Но перешли этот рубеж не все цивилизации Древности, а лишь – Китай, Индия, Персия, Иудея, Греция, Рим, а остальные утратили своё могущество. Причины этого не ясны, но Ясперс видел в этом повиденциалистские основания.
В Древности сформировались два основных типа общества: *традиционное на Востоке, развивающееся эволюционно, использующему принцип: «власть – собственность»; и *индустриальное на Западе, в его основе 0 индивидуализм, частная собственность и принцип: «собственность – власть».

2) На Востоке цивилизации начали складываться с IY т.л. до н.э. в наиболее плодородных долинах рек – Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ. Это позволяло вести экстенсивное земледелие, используя самые примитивные орудия труда. Однако при этом следовало осуществлять периодически крупные общественные работы по водозадержанию, строительству каналов, Поэтому здесь утвердился конформизм личности, устойчивость земельно-водной общины и формирование деспотического централизованного государства.
Колыбелью мировой цивилизации принято считать Междуречье (Тигр и Евфрат). Сначала здесь сформировались небольшие государства – Шумер, Аккад, Урук и др. Во главе стоял правитель (энси, лугаль), обожествлявшийся народом. На раннем этапе сохранялось сильное местное самоуправление (общинное), народное ополчение как основа армии. В дальнейшем происходило укрепление централизованной власти: в 18 в. до н.э. сформировалось единое Вавилонское царство. Правитель – Хаммурапи утвердил единые законы (выбитые на каменных стелах), начал скупать общинные и частные земли, создал профессиональную армию и усилил чиновничий аппарат. Государство теперь могло использовать силу не только против других стран, но и против собственного народ. В 12 в. до н.э. Вавилон был завоеван соседней Ассирией, возрождался в виде Нововавилонского царства, но затем окончательно утратил свое былое могущество. Однако культурные и научные достижения этой цивилизации оказали огромное влияние на последующее развитие человечества.
Древнеегипетского государство возникло позднее, но здесь сразу сформировалось централизованная форма правления. Фараон считался богом в земном воплощении. Сакрализацию его личности осуществляли жрецы, хотя они как замкнутая каста нередко преследовала собственные интересы. Попытка фараона Эхнатона в ХIY в. до н.э. провести секуляризацию и подчинить себе жрецов окончилась провалом. Образцом централизованного выполнения общественных работ стали египетские пирамиды, построенные за 2,5 тыс. лет до н.э. Египет подчинил себе многие народы Африки (Эфиопия, Нубия) и Азии (Палестина, Междуречье). Но и эта военная держава утратила своё могущество не только в результате агрессии соседних народов (гиксосы, ассирийцы, персы), но и в результате сепаратизма местных чиновников (номархов) и народных восстаний. Определённое возрождение культурного величия Египта в более поздний период связано с развитием на его территории греко-римской античной цивилизации.
На территории Китая древнейшей культурой является Яншао, возникшая в Y тысячелетии до н.э. Но первое раннерабовладельческое государство Шан-Инь возникли лишь в ХYI в. до н.э. В начале глава государства (Ван) соединял в себе функции племенного вождя Ии верховного жреца. В дальнейшем здесь складывается типичная восточная деспотия с государственной собственностью на землю и подчинением общин чиновничеству. Достоинством этой системы являлось, то, что в Китае возникла гибкая система карьерного роста чиновников. Например, применялись экзамены на звание. Серьезный вклад в разработку системы социальных отношений внёс Конфуций (550 – 480 гг. до н.э.). Государство уподоблялось большой семье, а император – его отцу. Но при этом допускалась возможность свержения правителя, если он не соответствовал своему призванию.
Особенно выделяется в истории Китая период правления императора Цинь Ши хуанди (221-207 гг. до н.э. Разрабатывается единое законодательство, вводится единая система мер и весов, денежная единица, единообразное написание иероглифов. Для защиты страны от внешних врагов начинается строительство Великой Китайской стены. Но это циклопическое сооружение привело лишь к геноциду самого населения страны, и всеобщему восстанию. Но китайцы сумели преодолевать свои проблемы эволюционно. Возникшее в 206 г. до н.э. государство династии Хань сумело объединить страну, гуманизировать законодательство, разрешить демографические проблемы, доставшиеся от империи Цинь, что обеспечило социально-экономическое развитие страны. Благодаря этому Китай сумел преодолеть полосу «осевого времени» и сохранил свое величие на долгие века.

3) Античность (по греч. - древность) – это период расцвета цивилизаций Средиземноморского бассейна (Греции и Рима) в первом тысячелетии до н.э. Сложившиеся здесь элементы индустриальной цивилизации оказали решающее влияние на последующее формирование и развитие западноевропейского региона. Причины этого во многом основываются на природно-климатических условиях. С одной стороны, сказалась скудность естественных ресурсов – 4/5 территории Греции занято горами и не пригодно для земледелия. С другой стороны, - горы богаты полезными ископаемыми, что является основой для развития ремесел, а близость моря способствует развитию судоходства и международной торговли. Эти факторы способствовали развитию особого типа личности европейцев – индивидуализм, чувство собственного достоинства, опора на частную собственность, активное участие в политической жизни страны. Античность утвердила основы республиканского строя, даже термины – демократия (греч. – власть народа) и республика (лат. – для народа) свидетельствуют об этом. Возникавшие здесь монархические режимы (Спарта и Рим императорского периода) обычно ограничивались народно представительными органами (народное собрание, сенат).
В период Античности сформировалось классическое рабство. Физический труд считался уделом невольников, и величайший мыслитель Древней Греции Аристотель теоретически обосновал необходимость этого для самих же рабов – «говорящих орудий труда». Но и рабовладельческая система обеспечила интенсивное развитие экономики региона. В Греции создавались крупные предприятия – эргастерии для изготовления, востребованных на рынке товаров. В Риме были разработаны самые передовые технологии строительства, судостроения, металлургии и т.п. Многие технологии Античности потом были утрачены, и вновь изобретались в 19-20 вв.¸ например, цемент и бетон.
Античная цивилизация активно распространяла свои достижения среди соседних народов. Делалось это не только путём мирного влияния. Греки заложили основы создания колониальных владений. Например, самое варварское торжище – Танаис снабжал метрополию зерном и рабами. А.Македонский в IY в до н.э. создал гигантскую империю на территории стран Востока, доказав многие преимущества западной цивилизации. Крупнейшую империю, включившую районы Европы, Азии и Африки, создал Рим. Однако влияние римлян основывалась не только на военной мощи, но и на умелом хозяйствовании, успешном разрешении местных межплеменных конфликтов. Не случайно один из главных храмов Рима (Пантеон) был построен в честь всех богов народов Римской империи.
Античная цивилизация тоже столкнулась с проблемами сепаратизма, народных восстаний и агрессией соседних государств. Но не только это привело к распаду и крушению государств европейской Древности. Возникали внутренние проблемы социально-психологического характера, которые ослабляли, казалось бы, мощнейшие государства. Как отмечал К.Маркс: «римляне устали от порядка».


Лекция 3.1. Средневековые цивилизации Y – ХY вв.
1) Особенности западноевропейского Средневековья.
2) Средневековье на Востоке – Византия и Арабский халифат.


1) В первые века новой эры Римская цивилизация переживала серьёзный кризис. Возникло противостояние власти и общества. Жесткая регламентация всех сторон жизни, утверждение режима домината – абсолютная власть императора и лишение сената реальной власти. С другой стороны, - рост сепаратизма в провинциях, их фактическое отделение от центра. Другое проявление дезинтеграции - обособление крупных землевладельцев – магнатов. Они не видели необходимости выполнения гражданских обязанностей перед государством. Ведь государство перестало быть поставщиком дешевых рабов, а воинственные племена варваров, казалось, полностью побеждены. На виллах возник институт *колона – раба с хижиной. Таким образом, рабовладельческий строй себя исчерпал. Внутренние противоречия привели к тому, что Римское государство не смогло устоять перед неожиданно возникшей внешней угрозой - *Великим переселением народов. В IY в. гунны с Востока нанесли удар по европейским варварам – готам, славянам и др., а те – начали нападать на центральные римские провинции. В Y в. Рим три раза завоёвывали германские племена, и в 476 г. Западная Римская империя перестала существовать.
На карте Европы возникли десятки варварских королевств. Здесь был полностью преодолён рабовладельческий строй, и утверждалась феодальная формация (по материалистической концепции К.Маркса). В настоящее время историки чаще употребляют термин «Средневековье». Её основные признаки – натуральное хозяйство, приоритет аграрного сектора экономики, упадок городов, ремесел, торговли. Земля делится на феоды (наделы знати) и общинную (крестьянскую). Формируется система централизованной власти на различных уровнях, укрепляется церковная идеология, складывается корпоративная структура общества. Но, несмотря на эту пестроту, начинает формироваться единая западноевропейская цивилизация. Немалую роль в этом сыграла католическая церковь, утверждавшая единые нормы права и морали, мировоззрение, язык межнационального общения (латынь) и культуру.
Характерные преобразования на рубеже YШ – IХ вв., то есть в период расцвета Средневековья, происходил в крупнейшем государстве Европы - Франкском королевстве (империи).при Карле Великом. Он утвердил принципы абсолютизма, распространил систему государственных чиновников (графы и ревизоры), издал сотни указов (капитуляриев). Поддерживал католическую церковь в борьбе с ересями и ввел единый церковный налог, в ответ он получил поддержку церкви (принцип сакрализации). Карл Великий максимально расширил границы страны. Но в целях улучшения управляемости государством, Карл Великий вынужден был опереться на феодалов – им были предоставлены права иммунитетов (административная, судебная, фискальная и военная власть на местах), возрастало значение съездов магнатов. Сложился принцип правового регулирования отношений между феодалами – «вассал моего вассала – не мой вассал». И это, в конечном итоге, привело к ослаблению центральной власти, к возникновению феодального сепаратизма.
Опираясь на поместные войска (рыцарей), феодалы начали вести беспрерывные войны за расширение своих владений, и от этого страдали простые крестьяне-общинники. Это подтолкнуло процесс феодализации- крестьяне вынуждены были заключать договоры о покровительстве (патронат или пекарий) со светским или духовным (монастырь) феодалом. За эту «услугу» крупные землевладельцы потребовали от крестьян своеобразного налога – ренты (отработочной, натуральной, денежной).Так утверждалась система крепостного права, которая в Западной Европе была не такой жестокой и продолжительной как в России.
Помимо светских институтов власти в Средневековой Европе укреплялась власть католической церкви(Римского папы и клира). Духовенство заявило о приоритете его власти перед светской – так как церковь «ближе к Богу». Нередко на этой почве возникали конфликты. В ХI в. достигли остроты отношения германского императора Генриха IY и папы Григория YП (император был вынужден покаяться в Каноссе). В ХIY в. французский король Филипп IY сумел добиться Авиньонского пленения Римского папы Бонифация YШ. Силы светской и церковной властей были примерно равны.
Ещё одной влиятельной политической и экономической силой Средневековья становились города, начиная с Х – ХI вв. Горожане стремились стать коллективными вассалами короля и избавиться от опеки более мелких феодалов. При этом они наращивали производство промышленных изделий, подрывая в итоге систему натурального хозяйства и даже крепостного права.
Таким образом, в Средневековой Западной Европе возник своеобразный баланс сил и интересов различных социально-экономических сил. Несмотря на острые столкновения с применением оружия, эти конфликты имели и важное мирное разрешение. В 1265 г. в Англии был создан Парламент, в 1302 г. – его аналог – Генеральные штаты во Франции. Это были сословно-представительные органы власти, которые защищали интересы различных социальных слоёв. В конечном итоге в Средневековой Западной Европе начали формироваться элементы гражданского общества – органы местного самоуправления, общегосударственные законодательные институты, разрабатывались законы, регулировавшие все стороны жизни общества. И хотя система деления общества на три неравноправные сословия (феодалы, духовенство и простолюдины, включая городских патрициев) сохранялось ещё несколько веков, тоталитаризм, аналогичный российскому, там не доминировал

2) Средневековье в регионе Ближнего Востока имело свои особенности – главное это преобладание государственной собственности на землю, зависимость крестьян-общинников от государства, а не от землевладельцев, использование рабского труда, централизованный политический режим и слабость общественного самоуправления. Однако в каждой стране были свои особые черты.
Византия возникла в 395 г. в результате разделения Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (столица Константинополь). В течение 1000 лет Византия являлась крупнейшим и могущественным христианским государством на Востоке. Причины этого: развитая экономика (крупные города – центры ремесел и торговли), эволюционность социально-политических преобразований (без серьезного вмешательства варваров, с сохранением рабства и расширения числа крестьян-общинников), этнокультурное сплочение различных народов со времен Античности, сильная власть императора (но официально от избирался народом) и наличие общественного самоуправления(Димы, синклит), разработанность законов на основе римского права, единая церковная структура, искусство дипломатии во взаимоотношениях с соседними странами и народами. Например, Византия могла врагов сделать союзниками – распространение христианства на Руси, расселение на Балканах болгар т.п.
Вершины могущества Византия достигла в середине YI в. при императоре Юстиниане, это – расширение территории (Малая Азия, Палестина, Египет, Греция, Крым и др.),принятие кодексов (законов), подавление восстаний и ересей, масштабное строительство крепостей, дорог и храмов. Но в дальнейшем Византия переживала всё возрастающий натиск воинственных соседей – персов, арабов, турок. Это приводило к обострению внутренних социально-экономических конфликтов и внешнеполитическим просчётам. В ходе проведения военной реформы к. 8 века были созданы территориальные войска и земля предоставлялась стратиотам и стратигам как своеобразная оплата. Однако в дальнейшем это привело не к укреплению армии, а к возникновению византийского варианта феодально-крепостной системы, и даже к феодальному сепаратизму.
Попытки византийского руководства опереться на внешнюю помощь в борьбе с врагами привело к тому, что крестоносцы (рыцари Западной Европы) в 1202 г.захватили Константинополь и создали свою Латинскую империю. Неприязнь византийского населения к европейским «защитникам» привела к тому, что в 1453 г. многие сочли лучшим турецкое владычество. И Константинополь пал. Однако влияние рухнувшей империи остальной мир продолжалось – архитекторы, художники, писатели, ремесленники всех специальностей способствовали подъёму хозяйства и культуры многих европейских стран и России. В нашей стране не только соединились в брачном союзе две династии – Рюриковичей и Палеологов, но в качестве государственного был принят византийский герб – двуглавый орёл.
Арабы издревле проживали на Аравийском полуострове и вели не характерный для других народов Азии образ жизни. Здесь, в силу природных особенностей (пустыни и морского побережье) сложился интенсивный тип экономики, получило развитие мореходство и торговля. Однако скудность ресурсов и разорение региона войной между Эфиопией и Персией в начале YI в. привели арабов к идее расширения жизненного пространства.
Средством объединения разноплеменного населения стал ислам, проповедником которого в начале 7 в. был пророк Мухаммед. В результате возник Арабский халифат –государство с теократической формой правления. В течение нескольких десятилетий арабы мусульмане захватили обширные территории в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке и даже юг Испании. Причина успешности экспансии – не только фанатизм воинственных арабов, но развитость их финансово-экономической системы, распространение ислама как религии справедливости и высокой нравственности.
В начале арабы создали типичную для Востока экономику –земля принадлежала государству (халифу) и передавалась в условное держание чиновникам. Но это обернулось формированием наследственного землевладения, феодальным сепаратизмом. Таким образом, арабо-мусульманская цивилизация, имевшая существенные отличия от других Средневековых стран, в конечном итоге пошла общим путём развития. Средневековье в любой точке планеты имело общие черты – обособление крупных землевладений (феодов) и создание сословного неравенства граждан.


Лекция 3.2-3. Становление Древнерусского государства в IХ – ХY вв. Формирование Российского централизованного государства в ХY – ХYП вв.
1 период -2-я пол. IX- 30-е гг. XIII вв. Киевская Русь.
2 период -2-я пол. XIII – XV вв. Феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие.
3 период -XVI-XVII вв. Московское государство.

Для 1 периода характерно:Собирание восточно-славянских земель, образование Киевского государства во 2-й половине IX в. после объединения Новгорода и Киева («норманская» теория Байера и Миллера и ее противники). Первые князья (Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Ярославичи, Владимир Мономах). Политическое устройство Киевской Руси - феодальная монархия в сочетании с вече – народным собранием, воплощающим демократическое начало. Социально-экономическое развитие: натуральное хозяйство, подсечно-огневое и переложное земледелие, промыслы, ремесленничество, большое количество городов как хозяйственных, религиозных, и культурных центров. Освоение новых земель в процессе колонизации, ее основное направление – северо-восточные земли. Большая роль государства, верховный феодал – великий князь и в его лице весь княжеский род («вотчина»). Вассалитет на основе не столько условного землевладения (за службу), сколько на основе подчинения младших князей старшим. Население - люди (отсюда - «полюдье» как вид дани, а также «повоз») различной степени зависимости: смерды, закупы, рядовичи, холопы. Первый свод законов - «Русская правда» (1-я половина XI в.), регулирующий социально-правовые отношения
2-й период характеризуется феодальной раздробленностью, ее предпосылки – господство натурального хозяйства, позволяющего вести относительно самостоятельное экономическое существование каждому княжеству, стремление князей закрепить удел. Но связующими элементами в условиях раздробленности являлись: единство правовых норм «Русской правды», язык, религия. Крупнейшие княжества: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Киевское, Новгородская земля.
Русские земли в XIII веке - между Ордой и Литвой. Борьба с татарами и крестоносцами. 1223– битва на Калке,первое неудачное столкновение с монголо-татарами,1237-38 гг. –поход Батыя на Северо-Восточную Русь,1239-1241гг. –разгром моноголо-татарами Южной Руси (Чернигов, Киев), установление зависимости русских земель от монголо-татар, проявлявшейся, прежде всего, в выплате дани и получении князьями ярлыка на княжение.
1240 г.–Невская битва со шведами,1242 г. –победа вЛедовом побоище подпредводительством Александра Невского.
Начало объединения земель вокруг Москвы (нач. XIV в.), причины возвышения – геополитическое положение, политика Московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты). 1380– Куликовская битва (Дмитрий Донской), 1480– Стояние на Угре (Иван III) – ликвидация монголо-татарского ига. Укрепление централизации государства при Иване III закреплено принятием двуглавого орла в качестве герба, Судебника 1497 г., где введено правило «Юрьева дня», означавшего складывание крепостного права.
3 период: Укрепление политического единства Московского государства при отсутствии интенсивных экономических связей, укрепление традиционной феодальной экономики. Реформы Ивана IV при поддержке Избранной Рады (военная, управленческая, денежная), Земский собор (1549 г.) – складывается сословно-представительная монархия. Судебник 1550 г., созван Стоглавый церковный собор (1551 г.). 1565-1572 гг.- опричнина. Внешняя политика – присоединение Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.) ханств, начало присоединения Сибири (1581 г.); Ливонская война (1558-1583 гг.).
Смутное время (рубеж XVI-XVII вв.): борьба за власть, крестьянская война, интервенция, завершением его стало избрание нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г. Восстановление экономики за счет усиления крепостной эксплуатации крестьянства (Соборное уложение 1649 г. зафиксировало бессрочный сыск беглых крестьян), отсюда – множество социальных конфликтов («Бунташный век» - Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г., восстание под руководством С. Разина 1670-71 гг.). Складывание хозяйственной специализации районов, формирование всероссийского рынка., появление мануфактур. Сближение вотчины и поместья. Освоение и присоединение новых территорий. (Сибирь, Приамурье, Левобережная Украина).

Лекция 3.4. ЦЕРКОВЬ И КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Период с IX по XVII вв. имеет особое значение в русской истории и культуре. Именно в средние века сложилось государство, оформились нации и национальные языки, определились основные ценности и общественные идеалы, сформировались традиции художественной культуры. В культуре средневековой Руси выделяют три периода:
вторая половина IX в. - 30-е годы XIII в. – культура домонгольской Руси, православно-языческий синкретизм.
вторая половина XIII - XV вв. В течение двух с половиной столетий русская культура прошла путь от упадка и разорения, вызванного монголо-татарским нашествием, через упорное возрождение к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв.
XVI – XVII вв. Для данного периода характерно проникновение и распространение в русской культуре светских элементов – “обмирщение” культуры.
Разнообразие этнического материала и множественность культурных влияний породило сложные процессы взаимодействия и взаимообогащения различных культурных элементов, что придало русской культуре своеобразный «пограничный» характер. Русская культура унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших основу государства, испытала влияние кочевых народов Степи. Особую роль имело влияние Византии, из которой пришло христианство и через которую Русь приобщилась к достижениям античности. Византийские традиции, наложившись на народную языческую культуру, были переработаны на русской почве.
Принятие христианства в конце X в. имело важное значение для развития русской культуры. Оно приобрело форму господствующей идеологии, оказавшей существенное влияние на все сферы средневекового общества. Православное христианство было сознательно «выбрано» князем Владимиром I и внедрялось «сверху», преследуя прежде всего геополитические цели. Это породило феномен двоеверия – православно-языческий синкретизм, который становится характерной чертой русской культуры. В период междоусобиц, политического дробления Киевской Руси, монголо-татарского ига именно христианское религиозное сознание и единство церковной организации предотвратили культурное разобщение, создав предпосылки для воссоединения русских земель, способствовали становлению национального самосознания. Православное христианство оказало влияние на формирование одной из особенностей русской средневековой культуры - феномена соборности, трактуемой как духовное единение, братство во Христе, пребывание в общении и любви на основе понимания человека как высшей ценности.
Духовная жизнь средневекового русского общества характеризовалась интенсивными духовными исканиями, религиозно-идеологическими спорами и дискуссиями, что проявилось в появлении ересей (от греч. hairesis — особое вероучение) - течений в христианстве, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В России в XIV – XV вв. в новгородско-псковских землях распространилось стригольничество (от стригольника - цирюльника дьzкона Карпа). Стригольники выступали с критикой учения и организации церкви. В XV в. в Новгороде возникла ересь «жидовствующих» (антитринитариев), не признававших догмат о троичности бога. Известны также еретические кружки Федора Курицына, Матвея Башкина, Феодосия Косого.
В рамках самой официальной церкви также возникали разногласия по некоторым вопросам. Так в конце XV – нач. XVI вв. возникло два религиозно - политических течения в русской православной церкви – нестяжательство и иосифлянство. Нестяжатели (идеолог - Нил Сорский) выступали за отказ церкви от земельной собственности, проповедовали аскетизм, обязательный труд. Осуждены на церковных соборах 1503, 1531 гг. Против нестяжателей выступали иосифляне, лидер - Иосиф Волоцкий, отстаивали сохранение церковно-монастырского землевладения, поддерживали централизацию государства, обосновывали право московских князей на самодержавную власть. В ходе этих споров оформилась официальная религиозно-политическая доктрина, укреплялся союз церкви и государства, сформировались нравственно-психологические основы русской культуры. В XV в. русская православная церковь стала автокефальной, самостоятельной в административном отношении, обрела независимость после падения Византии. Учреждение в 1589 г. в России патриаршества закрепило независимость русской церкви.
Творческое переосмысление культурных влияний, становление религиозно-государственной идеологии отразилось на развитии художественной культуры Руси. В процессе трансформации традиционной языческой культуры, соединившейся с византийской, происходит становление древнерусской культуры, расцвет которой приходится на XI-XII вв., получивший название «золотого века». Значительных успехов достигла русская литература, прежде всего летописание (XI-XVII вв.).
Византийская крестово-купольная архитектура (квадратный в плане храм, купол которого опирается на 4 столба, находящихся в центре здания) дала начало русскому зодчеству, образцами которого стали соборы святой Софии в Киеве и Новгороде (XI в.). Блестящим воплощением архитектуры Владимиро-Суздальской земли, которая носила отпечаток влияния романского стиля, стал Дмитриевский собор во Владимире (XII в.).
Процессы, происходившие в зодчестве, не могли не отразиться на развитии живописи. Иконописная традиция на Руси, на основе сложившегося в Византии иконографического канона, начиналась с фресок (росписей по сырой штукатурке) Софийского собора в Киеве. Иконографическая традиция Древней Руси отразила общие черты русской художественной культуры: универсализм, синкретизм, каноничность, анонимность, символичность, традиционализм.
Пережив упадок почти на протяжении столетия после нашествия монголо-татар, со 2-й половины XIV в. русская культура вновь возрождается. Наиболее ярким проявлением историко-культурных процессов этого периода явилось развитие «философии в красках» - иконописи. XIV-XV вв. – время расцвета монументальной живописи Новгорода и Москвы, представленные великолепными произведениями иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Прохора с Городца, Даниила Черного, на рубеже XV-XVI вв.- Дионисия.
Становление централизованного государства сопровождалось формированием единой общенациональной культуры, синтезирующей достижения местных школ в летописании, книжной миниатюре, иконописи, архитектуре. Рубеж XV-XVI вв. ознаменован подъемом архитектуры, связанным с возрождением монументальных форм (ансамбль Московского Кремля). Появляется тип шатрового храма, конструкция которого представляет сочетание разных объемов: на высокое основание ставится квадратный второй ярус, увенчанный шатром (церковь Вознесения в селе Коломенском).
Новые тенденции развития русской культуры в XVII в. – «обмирщение», борьба религиозного и светского начал. Этот процесс нашел отражение во всех видах художественного творчества. В литературе появляются сатирические повести, развивается поэзия, исторический жанр и др. В архитектуре возникает «чувственный» нарышкинский стиль, или«московское барокко» - нарядные многоярусные церкви и светские здания с обилием декоративных элементов (церковь Покрова в Филях). В живописи наблюдается стремление к реалистичности изображения, появление парсуны– светского портрета, выполненного в иконописной традиции. Совершенствуется музыкальное искусство, формируется театр.
Последняя драматическая фаза в развитии русской культуры допетровской эпохи – религиозный раскол, произошедший во второй половине XVII в. Возникло старообрядчество – совокупность религиозных групп, появившихся в результате отделения от Русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона 1653-56 гг. Духовным лидером старообрядцев (староверов, раскольников) был протопоп Аввакум. Церковный раскол предварил собой многие социокультурные процессы в России XVIII - XIX вв.


Лекция 4.1. Утверждение Западного индустриального общества ХYП-ХIХ вв.
1) Генезис капитализма.
2) Реформация и теории Рационализма и Просвещения.
3) Достижения ведущих государств в Новое время.

1) В позднее Средневековье- ХIY – ХYI вв. - в Западной Европе начинают проявляться элементы нового капиталистического общества. Главные его признаки – развитие товарно-денежных отношений, создание национальных и всемирного рынка, разрушение феодальной структуры общества, утверждение институтов гражданского общества, формирование светской морали за счёт вытеснения церковной идеологии.
Для утверждения капитализма необходимо ряд важнейших условий: наличие капитала (денег, направляемых на развитие производства), создание рынка товаров и свободного наёмного труда, утверждение производственных структур, способных работать на рынок (мануфактуры), технические изобретения, повышающие производительность труда, возможность класса нарождающихся буржуа отстаивать свои интересы на государственном уровне.
Процесс обретения денег для развития производства получил название – первоначальное накопление капитала. Это происходило не только за счет торгово-производственных операций, но и за счет грабежа других народов, государственного протекционизма и т.п. Первой формой капиталистического производства стала мануфактура –крупное предприятие, ориентированное на выпуск продукции в большом количестве, использовавшее не только систему простой кооперации, но и технические новинки. Мануфактуры были рассеянные и концентрированные. Здесь преобладал ручной труд, но пооперационное разделение труда позволяло применять машины-двигатели и первые машины-инструменты, заменявшие сложные ручные операции. Важнейшими техническими изобретениями Позднего Средневековья были – компас, часы, мельница, порох, печатный станок, ветряной и водяной двигатели, доменная печь и т.д.
Огромное значение для утверждения капиталистической формации имели Великие географические открытия – Америка (1492 г.), южный путь в Индию (1498 г.), кругосветное путешествие Ф.Магеллана (1519-1522 гг.), в 17 в. – Австралия, Сибирь и Дальний Восток. Из Нового света в Европу хлынуло огромное количество золота и серебра (металлы для изготовления монет). Это привело к *революции цен – инфляции, что стимулировало дальнейший рост производства подорожавших промышленных и продовольственных товаров.

2) Однако, обретшая огромные богатства буржуазия была по-прежнему бесправна в политическом отношении. Королевская власть опиралась на феодальную аристократию даже в странах, где существовали парламенты. Поэтому предстояла ожесточённая борьба новых тенденций развития общества и старых порядков. В отличии от России такая борьба имела характер не бунта «слепого и беспощадного», а идеологически обоснованной буржуазной революции.
Первой идеологией нарождающегося буржуазного общества стал Протестантизм, система религиозных и нравственных воззрений во время Реформации католической церкви (16 в.). Систему ценностей здесь составляли положения Ж.Кальвина и его последователей о «божественном предопределении» и «светском призвании», которые обосновали соответствие христианским нормам принципов честного предпринимательства.
17 век получил название – век Рационализма, поскольку тогда возникли системные учения, теории об основах функционирования человеческого общества, правах его субъектов (человека и государства), о путях реформирования общества – мирных и революционных. Это - теории *общественного договора, * естественных прав людей; в 18 в. - *разделения властей, *просвещенного абсолютизма (Гоббс, Локк, Монтескьё, Вольтер, Руссо, Мелье и др. В 18 веке – веке Просвещения, эти идеи стали распространяться среди значительной части населения стран Запада, поэтому ломка старого феодального общества приобрела масштабные формы.
Первой крупной буржуазной революцией стала революция в Англии (1640 – 1689 гг.). Население, руководимое лидерами палаты общин парламента, разгромило феодальные устои общества. В 1649 г. был казнен король Карл 1. Однако, новый руководитель страны – О.Кромвель смог обеспечить необходимого порядка, повёл наступление на права простых граждан, продолжил прежнюю милитаристскую политику. Поэтому в Англии произошла реставрация королевской власти, нона была значительно ограничена в полномочиях парламентом и правительством, а граждане получили гарантии своих прав (Билль о правах).
Благодаря этим политическим успехам буржуа, Англия и в экономической сфере сделала резкий скачёк вперед, став «мастерской мира». Благодаря изобретению здесь паровой машины (Дж. Уатт, 1784 г.) стал осуществляться промышленный переворот – радикальная замена человеческого труда машинами, переход от мануфактуры к фабрике.
Но английская революция произошла на изолированной территории и не оказала серьезного воздействия на другие страны. Утверждение основ буржуазного общества в общеевропейском масштабе связано в Великой Французской революцией (1789 – 1799 гг.) В этот период предпринималась попытка полного (физического) уничтожения слоя феодальной аристократии, приняты законы (три конституции) на основе идей Просветительства – свобода, равенство, братство; была подорвана политическая и идеологическая роль церкви в обществе. Однако излишний радикализм якобинцев (Робеспьер, Марат, Дантон и др.) подорвал притягательность новых идей. Наполеон Бонапарт, ставший новым императором, сумел соединить интересы различных слоёв французского общества, нанести поражения консервативной международной коалиции (включая Англию и Россию), расшатать феодальные устои во многих западно-европейских странах.

3) Поражение революционной Франции (1814 г.) не привело к полному отвержению её великих идей. Весь ХIХ век, по словам В.Ленина, достижения французской революции реализовывались в наиболее развитых странах Европы. Среди ярких достижений ХIХ в.в странах Запада это -
-- триумф техники и экспериментальной науки (около 9 тысяч изобретений и открытий - больше, чем за предыдущую историю человечества);
--преодоление феодальной раздробленности ряда стран (Италия, Германия), создание единой Австро-Венгрии, преодоление раскола США;
--утверждение буржуазного парламентаризма на основе многопартийности и расширения избирательных прав граждан.
Но ХIХ в. – это также нарастание конфликтов – социальных и международных. Рабочий класс не получавший должного вознаграждения за свой труд, вынужден был с оружием в руках защищать свои интересы (1830, 1848, 1870 гг.) Эта ситуация стимулировала развитие социалистических идей, в том числе марксизма (отмена частной собственности, установление диктатуры пролетариата, обеспечение материального равенства граждан т.п.). Но в конечном итоге это революционное направление освободительного движения пролетариата раскололось. Возникло наиболее перспективное направление оппортунизма с умиротворяющим лозунгом Э.Бернштейна – «движение – всё, конечная цель – ничто».
В 70 – 90-е годы в Европе были созданы противостоящие друг другу военно-политические блоки (союз трёх императоров, Тройственный союз, Франко-российские конвенции). Это означало подготовку мировой войны за передел мира и сфер экономического и политического влияния. Была создана в 19 в. и всемирная колониальная система – целые континенты были лишены прав суверенитета.
Таким образом, ХIХ век стал не только веком триумфа человеческого гения, раскрепощенного в условиях Нового времени, но и нарастания угрозы кровавых социальных революций и мировых войн.

Лекция 4.2.Начало модернизации и европеизации России в ХYП в.

Периодизация. Общая характеристика эпохи.

В конце XVII в. общая тенден­ция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от…

Реформы Петра I

Основными направлениями преобразовательной деятельности Петра I были армия, система государственного управления и финансы. Реформы во всех остальных… Основными реформами Петра I были:
· военная – введение рекрутской повинности (1705 г.), новых военного (1716 г.) и морского (1720 г.) уставов, создание…

Просвещенный абсолютизм» Екатерины II

· Секуляризация церковных имуществ (1764 г.)
· Уложенная комиссия (1767-68 гг.), созванная с целью реформирования… · Вольное экономическое общество (1765 г.)


Социальные отношения


Привилегированные сословия
дворянство
духовенство
купечество
Непривилегированные сословия
мещанство

Преобразования Петра I вызвали раскол общества, по выражению В. Ключевского, на «почву» (крестьянство, основная масса…

Внешняя политика


Основными итогами развития России в XVIII в. были изменение международного… Лекция 4.3. Россия в ХIХ в. – реформы и стагнация.


ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

В начале XIX в. - либеральные преобразования Александра I при поддержке Негласного комитета, Проекты М.М. Сперанского.
· Введение министерств (1802 г.)
· Указ «О вольных хлебопашцах» (1803 г.).


Внешняя политика России в XIX в.



ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В XVIII-XIX ВВ.

Развитие общественной мысли и формирование основных идейно-политических течений, как и всей русской культуры XVIII-XIX вв. определялось философией…

Русские просветители.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.) – «История Российская с самых древнейших времён».
Н.И. Новиков (1744 - 1818 гг.) – издавал журналы «Трутень», «Живописец».
А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) – ода «Вольность»; «Путешествие из Петербурга в


Радикализм.

· Теория «общинного социализма» А.И. Герцена (журнал «Колокол»).
· Социалистические идеалы Н.Г. Чернышевского (журнал «Современник»).
· Революционное народничество 1870-80-х гг. Идеологи - М. Бакунин, П. Лавров,
П. Ткачев.

Народнические организации


Марксизм (социал-демократия).Начало распространения марксизма в России.


Марксистские организации

Название
Дата и место создания
Участники
Группа «Освобождение труда»
1883 г., Женева
Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов
«Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

1895 г., Петербург
В.И. Ульянов (Ленин), Ю. О. Цедербаум (Мартов)


РУССКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII-XIX ВВ.).

Противоречивый и неоднозначный процесс петровских преобразований привел к появлению в русской культуре XVIII в. двух противоборствующих тенденций:… Во второй половине XVIII в., в «век Екатерины», сложилась как единое целое… Русская классическая культура XIX века характеризуется зрелостью, определенностью национального самосознания,…

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура этой эпохи впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы предшествующего времени. Вместе с тем ее характерными чертами… В литературе продолжением реалистической линии, преобразованной под влиянием… Модернистские литературные течения характеризуют новаторство, провозглашение свободы личности, культ красоты,…

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ТОТАЛИТАРНОЙ СИСТЕМЫ. 1917-1953 гг.

1) 1917-20 гг. – Установление советской власти, гражданская война, политика «военного коммунизма».
2) 1920-30-е гг. – новая экономическая политика (НЭП), индустриализация и… 3) 1940—нач.50-х гг. – Великая Отечественная война, послевоенное восстановление хозяйства.


Структура власти

Социально-экономическое развитие. С конца 1991г. в России проводятся радикальные экономические преобразования:
1992 г. – «шоковая терапия»…
Внешняя политика. Важным направлением внешнеполитического курса РФ являются отношения со странами так называемого…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.