Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности (ОИС) – это процесс определения результатов интеллектуальной деятельности предприятия и приобретенных интеллектуальных продуктов.
Оценка стоимости ОИС, которые составляют интеллектуальный ресурс предприятия, необходима:
• при постановке на бухгалтерский учет ОИС – созданной и приобретенной предприятием интеллектуальной продукции (услуг);
• определении налогооблагаемой базы ОИС предприятия;
• выходе интеллектуальных продуктов предприятия на рынок;
• определении доли (пая) учредителей в уставном капитале предприятия путем внесения в качестве пая интеллектуальной продукции (услуг);
• ликвидации и реорганизации предприятия, в составе имущества которого имеется интеллектуальная продукция;
• приватизации собственности предприятия, имеющего интеллектуальную продукцию;
• удовлетворении предприятием исков кредиторов и определении залога ОИС;
• передаче прав пользования ОИС на лицензионной основе;
• предоставлении франшизы.
В качестве методологической основы оценки ОИС служат следующие принципы ценообразования;
• комплексный учет трех групп факторов – издержек по производству интеллектуальных продуктов, ценности их для покупателя, влияния конкуренции на рынке интеллектуальных продуктов;
• учет исключительно релевантных издержек, т.е. расходов, уровень которых зависит от принятых решений по реализации ОИС;
• учет факторов, определяющих чувствительность покупателя к цене на ОИС, что выражается в распределении прибыли от ожидаемой сделки между продавцом и покупателем.
Важным фактором качества оценки ОИС выступает информационное обеспечение. Если исходная информация является неполной или недостоверной, то любые методы оценки ОИС приведут к неверным результатам. При оценке стоимости ОИС принимаются во внимание действующие документы (патенты и свидетельства) и лицензионные договоры (контракты), документально оформленные ноу-хау, а также заявки на ОИС, соответствующие решения государственных органов в части ОИС.
Виды оценки стоимости объектов гражданских прав определяются исходя из затрат на приобретение (создание), восстановление (замещение) объекта оценки и размера его стоимости, перенесенного на потребление. К видам стоимости объектов интеллектуальной собственности относятся:
• первоначальная (балансовая) стоимость – стоимость объекта оценки, равная фактическим затратам на его приобретение или создание включая расходы по его доведению до состояния, в котором он пригоден к использованию в запланированных целях. Эта стоимость определяется на дату приобретения (создания) и ввода в эксплуатацию нового объекта оценки;
• инвестиционная стоимость ОИС – стоимость инвестиционных ресурсов для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования, когда инвестиции, например, направляются на подготовку специалистов, передачу опыта, приобретение лицензий и ноу-хау, проведение совместных научных разработок или на другие цели;
• потребительная стоимость объекта интеллектуальной собственности – стоимость, которую конкретный ОИС имеет для конкретного пользователя с точки зрения его способности удовлетворять какие-то насущные потребности;
• рыночная стоимость объекта оценки – расчетная величина денежной суммы, по которой наиболее вероятно продавец объекта согласен был бы его продать, а покупатель – согласен был бы его приобрести. При этом должны быть соблюдены следующие условия: стороны сделки достаточно осведомлены о пенах на рынке аналогичных объектов и действуют компетентно, расчетливо, добровольно и добросовестно; объект оценки представлен продавцом в форме публичного предложения на открытом конкурентном рынке; продавец и покупатель имеют достаточное время для выбора варианта совершения сделки; в соответствии с договором на продавца не налагаются дополнительные обязанности, кроме обязанностей передать объект оценки, а на покупателя не налагаются дополнительные обязанности, кроме обязанностей принять объект оценки и уплатить за него определенную сумму.
Общими подходами к оценке ОИС, выступающих в форме интеллектуальных ресурсов предприятия со сроком использования более года, являются затратный, рыночный и доходный.
1. Затратный подход базируется на оценке стоимости ОИС но затратам, необходимым для его воспроизводства или замены, за вычетом обоснованной поправки на износ.
Затратный подход реализуется следующими методами:
• методом определения начальных затрат по данным бухгалтерского учета издержек на создание ОИС;
• методом стоимости замещения;
• методом восстановительной стоимости, когда определение расходов на воспроизводство конкретного ОИС осуществляется в нынешних условиях.
Независимо от метода оценки ОИС в состав затрат включаются затраты:
• на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) включая затраты на проведение патентного и информационного поиска;
• разработку технической документации (выполнение технического проекта, расчетов и оплату услуг проектно-расчетного характера, затраты на дизайн);
• изготовление опытных образцов, проведение испытаний и апробаций;
• обслуживание и оформление НИОКР (оформление, патентование и поддержание охранных документов в правовой силе, услуги сторонних организаций консультационного характера, затраты на маркетинг, командировочные и другие расходы, связанные с созданием и внедрением данного объекта);
• введение объекта в производственно-управленческую деятельность предприятия, а также затраты, связанные с коммерческой реализацией объекта и со спецификой оцениваемого ОИС.
Затратный подход основывается на изучении возможностей инвестора в приобретении ОИС и состоит в том, что покупатель не заплатит за объект сумму больше той, в которую обойдется приобретение аналогичного по назначению и качеству объекта. Этот подход может привести к объективным результатам, если есть возможность точно оценить величины затрат на создание аналогичного объекта и его износ при условии достижения равновесия спроса и предложения на рынке интеллектуальных ресурсов.
Затратный подход чаще всего применяется для оценки нематериальных активов, не участвующих в формировании будущих доходов и не приносящих прибыли в настоящее время. На практике затратные методы оценки используются, если сферой применения ОИС являются социальная сфера, космос, оборонные программы и другие программы безопасности.
Рыночный (сравнительный) подход основан на возможности выбора на рынке объектов интеллектуальной собственности из числа других, подобных и выполняющих эти же функции. При этом из нескольких ОИС примерно одинакового назначения и полезности покупатели должны иметь возможность выбора того, который их устраивает по комплексу качеств включая функциональные свойства, приемлемую стоимость, длительность срока службы, степень защищенности, его уникальность и другие характеристики. Кроме того, правообладатель должен иметь возможность выбора наиболее предпочтительных для него покупателей с тем, чтобы и среди них отдать предпочтение тому, кто больше заплатит, и тому, с кем возможно перспективное сотрудничество.
Рыночный подход реализуется методами:
• сравнительного анализа продаж;
• освобождения от роялти/ренты.
Метод сравнительного анализа продаж: основан на принципе эффективного функционирующего рынка, на котором активно продаются и покупаются аналогичного типа ОИС. Он предусматривает сопоставление оценки стоимости ОИС по намечаемой сделке и уже состоявшейся аналогичной сделке.
Метод освобождения от роялти/ренты основан на предположении, что ОИС, используемый правообладателем, ему не принадлежит. При этом считается, что часть выручки, которую он должен был бы выплачивать в виде вознаграждения владельцу ОИС, в действительности остается у него и является его дополнительной прибылью, созданной данным ОИС.
Наиболее широко употребляемым в оценке нематериальных активов является доходный подход, базирующийся на расчете ожидаемых будущих доходов от объекта ОИС. Он основан на установлении причинной связи между функциональными (физическими, технико-экономическими, медицинскими и другими) свойствами ОИС и будущими доходами, т.е. на так называемом принципе ожидания.
Доход, полученный в результате использования ОИС, выражается:
• в увеличении выручки от реализации прав на ОИС;
• увеличении выручки от реализации продукции, работ, услуг, которое достигнуто за счет: расширения ассортимента выпускаемой продукции, расширения объемов производства продукции в силу расширения рынков сбыта, повышения цен на основе повышения качества продукции, работ, услуг;
• увеличении прибыли предприятия при сохранении объемов производства и реализации продукции, которое получено за счет изменения структуры цены продукции на основе экономии производственных ресурсов, сокращения производственных норм, высвобождения из производственного процесса рабочей силы и сокращения экономических потерь;
• экономии чистой прибыли – за счет сокращения капитальных вложений в развитие производства в том случае, если купить разработку дешевле, чем финансировать ее создание на собственном предприятии;
• доходах от прочей реализации и деятельности за счет высвобождения производственных фондов, в том числе площадей, которые могут быть дополнительно загружены и принести дополнительный доход;
• внереализационных доходах – за счет увеличения поступлений от финансовых вложений, сделанных на основе используемых ноу-хау финансово-управленческого характера;
• общем доходе предприятия в долгосрочном периоде – за счет внедрения технологии, находящейся на ранних стадиях жизненного цикла, взамен стареющей.
Доходный подход к оценки ОИС позволяет при помощи методов дисконтирования денежных потоков и прямой капитализации оценить суммарный доход, который ожидается от ОИС в будущем. При этом будущий доход приводится к текущей (современной)стоимости.
С помощью метода дисконтирования стоимость ОИС определяется произведением размера получаемой годовой прибыли от использования ОИС в будущем, ставки роялти и коэффициента (ставки) дисконтирования.
Ставка роялти устанавливается продавцом и покупателем по согласованию. Средний статистический размер роялти может составлять до 30% от прибыли, а от объема продаж - до 3-10%.
Таким образом, стоимость ОИС определяется размером ожидаемых в будущем доходов (объемов продаж) или прибыли, получаемых от использования ОИС, ставкой роялти и коэффициентом дисконтирования. Так как коэффициент дисконтирования однократного потока меньше 1, то стоимость ОИС в будущем будет меньше, чем сегодня.
С помощью метода капитализации стоимость ОИС определяется по формуле
С = Пч / r = Пч / (R + А)
где Пч – годовая чистая прибыль от использования ОИС в будущем; r – ставка капитализации; R – норма рентабельности ОИС; А – норма амортизации ОИС (если срок амортизации стоимости права пользования ОИС и списание ее в себестоимость изделия составляет, например, 20 лет, то А = (1: 20) = 0,05 или 5%).
Доходный подход к оценке стоимости ОИС рекомендуется применять при купле-продаже ОИС, инвестировании и при ссудном обеспечении ОИС.
Так как различные подходы к оценке ОИС, как правило, дают разные результаты, то с учетом значимости (по точности) их рекомендуется использовать в совокупности, особенно для различных по стоимости ОИС.