В основном – натуральные земли, относятся к железноокисным пигментам. В их состав также входят глина, мел, доломит (CaMg(CO3)2). Дополнительным хромофорам может являться окись марганца (MnO).
· Умбра натуральная – коричневый пигмент средней темноты. Краска получила название от Умбрии, одной из римский провинций, из которой её в древности получали. Смесь Fe2O3 и Mn(OH)2 (является основным хромофором); также присутствует SiO2. Лессировочный (наличие Al2O3 и SiO2 в аморфной гелеобразной форме сообщают это свойство), коэффициент преломления n =2,0. Прочна, пригодна во всех видах живописи. Быстро сохнет на масле, благодаря содержанию марганцовых соединений, обладающих сушащими свойствами. (см. Жёлтые пигменты.)
· Умбра жжёная– красно-коричневый пигмент. Получается путём прокаливания умбры натуральной при 600°С. При этом Mn(OH)2переходит в Mn. коэффициент преломления n =2,0.
· Марсы– искусственные охры, открытые впервые Георгием Фильдом (Германия). Краски могут состоять из чистой водной окиси железа, но могут содержать глинозём, гипс, окись цинка, мел. Простейший способ приготовления заключается в смешении растворов железного купороса с известковым молоком, получившийся при этом зеленоватый осадок подвергается действию воздуха, под влиянием которого изменяет свой цвет на жёлтый. Оранжевый и коричневый марсы получаются прокалкой жёлтых марсов (слабая прокалка даёт оранжевые марсы, более сильная – красные и т.д.). Прочны, пригодны для всех техник живописи; на масле сохнут медленно.