Отношение средневековой России к произведениям искусства прошлых лет было таким же, как и в западной Европе в средневековый период.
Иконы в средневековой России мыли в корыте с водой и щёлочью, чтобы снять с неё размягчённую плёнку олифы; левкас и паволоку в местах утрат вырезали, вставляли новые и дописывали изображение. Монументальную живопись также заменяли новыми изображениями (например, в соборах Московского Кремля).
В средневековой России к произведениям искусства не было отношения как к памятникам, достойных сохранения их первоначального облика (например, на иконе Владимирской Богоматери имелось множество поновительных слоёв, а под окладом Троицы Рублёва находилась палешанская живопись).
Интерес к памятникам прошлого начинается значительно позднее, ем в западной Европе, так как Россия не была вовлечена в культуру Возрождения.