Конспект лекций по предмету "Реставрация"


Теория и практика реставрации станковой живописи в XIX веке.

Первое место в реставрации икон следует отвести Н.И. Подключникову (1813-1877гг.), который может быть назван «отцом реставрации древнерусской живописи». Он был крепостным, но ему посчастливилось выйти на волю и получить художественное образование. Сначала он занимался поиском способов освобождения старых картин от потемневшего лака и записей. Затем занялся конами. Он разработал реактивы и способы размягчения красок на картинах и иконах, которые он тщательно оберегал как производственную тайну.
В 1852г. по повелению Николая I митрополит Филарет поручил Подключникову привести в порядок иконостас Успенского собора Московского кремля. Состав предстоящих работ он определил:
· Необходимо снять почерневшую олифу;
· Удалить записи и открыть первоначальную живопись;
· Стёртые и испорченные места «запунктировать новыми красками, где не нужно – не писать»;
· Покрыть иконы мастичным лаком.
За работами наблюдала комиссия. Митрополит отправлял отчёты в Синод.
Реставрация началась с проб, затем постепенно снимались записи. Если в последнем слое обнаруживалась плохая сохранность, - фрагмент оставался под первой записью. Если повреждения были незначительными, то икона расчищалась до конца, а утраты восполнялись.
Эта реставрация икон произвела большое впечатление на C.Г. Строганова. Он говорил: «Слава Богу! Наконец-то начинается новая эпоха в поновлении древних икон! Прошлые поновители древних икон только расписывали и тем самым только портили.»
У него [Подключникова] появилось много завистников. Даже старообрядцы были смущены: с одной стороны они знали, что вновь открытая живопись – подлинно до Никонианская икона, но, с другой стороны, открытая живопись была яркой и звонкой, что не соответствовало их представлениям. Комиссия отмечала, что способы реставрации, вещества, употребляемые Подключниковым, никому не известны и являются его секретом. Поэтому производить так искусно работу, как делает он, т.е. снимать раздельно один слой за другим не касаясь подлинника, без постижения этого секрета – не возможно.
В своём отчёте Подключников утверждал, что имеет право хранить в секрете свои способы. Он так же утверждал, что для покрытия икон вместо олифы лучше употреблять мастичный лак, т.к. олифа под действием света и воздуха темнеем, а лак прозрачен и обратим.
Он также впервые начал оставлять на иконе очень тонкий слой олифы, а сверху прикрывал её мастичным лаком. Однако оценить его работу трудно, т.к. в 1875-1895гг. иконы были переписаны.
Подключников много работал как реставратор икон и картин. Он был не только реставратором, но и ценителем древнерусской живописи. Найденные им способы расчистки икон легли в основу современной реставрации. Он был подлинным основателем школы реставрации древнерусской живописи.

C конца XVIII века в Зимнем дворце была коллекция из более чем 200 картин. В начале для реставрации привлекались голландские, немецкие мастера. Постепенно начала формироваться Эрмитажная школа русских реставраторов. Первым русским реставратором картин можно считать А.Ф. Митрохина, который проработал в Эрмитаже более 40 лет. Лабинский Ф.И. – главный хранитель Эрмитажа – называл Митрохина «первейшим в своём искусстве <…> изобретателем в России реставрации по технологической части, который изыскал средства переносить живопись с дерева на холст и неослабными трудами довёл оное до совершенства, доказанное многими операциями».
В 1843г. Митрохин обобщил свой опыт в «Правилах о перенесении живописи с дерева на холст». Сегодня реставрация отрицательно относится к практике XIXв. в переводе с дерева на холст. Сам Митрохин стремился избежать перевода. Ещё с 1820-х годов Митрохин и его ученики стали делать паркетаж (шпонки), предотвращающий коробление досок, и производить склеивание досок, дублирование, очистку картин от загрязнений, перетяжку холстов, тонировку, покрытие лаком.
Главная заслуга Митрохина состоит в том, что он разработал новые связующие для укрепления основы живописи. В Европе в XVIIв. Применяли клейстерные (на крахмальной основе), воскосмоляные смеси с различными пластификаторами. Митрохин предложил состав из осетрового клея и мёда. Он установил, что наилучшим соотношением является соотношение 1к:2п. Получалась эластичная клеевая плёнка, пригодная для дублирования и перевода живописи.
В 1819г. в Гос. Эрмитаже была образована «Рестораторская школа», в которую принимались выпускники Академии Художеств. Их обучением руководил Митрохин. В 1825г. был принят устав школы, согласно которому срок обучения составлял 6 лет с присвоением квалификации «помощник реставратора». После 10 лет работы выпускник мог претендовать на получение звания «реставратор». На реставрацию уникальных произведений выдавали разрешение, составлялись протоколы. Митрохин и ученики реставрировали великих художников (Рубенс, Рейнольдс и т.д.). Его отмечали наградами, он получил право на дворянство.
Со второй половины XIXв. до начала XXв. История реставрации в Эрмитаже связана с деятельностью трёх поколений Сидоровых. В начале XXв. Работал Д.Ф. Богословский, который в 1910г. впервые применил регенерацию разложившегося лака парами спирита по методу Петтенкофера.

В конце XIX — начале XXв. все более осознается специфика реставрации, её задачи и цели. Она по своим главным функциям перестала быть прикладной и превращается в самостоятельную дисциплину. При ИМАО была создана Комиссия по Сохранению древних памятников. Комиссия состояла из специалистов. Для работ на памятниках создавались спец. комиссии. Глава комиссии был распорядителем всех работ. Было исследование и копирование. Копии заверялись подписями. Для реставрации монументальной живописи нанимались подрядчики из числа иконописцев и художников, которые были известны археологическому обществу своей работой. Ежегодно ответственный за работу предоставлял учёный и финансовый отчёт. Проводились химико-технологические исследования (Д.И. Киплик).
В ряде теоретических работ было показано, что произведение искусства не может быть восстановлено ни с какой стороны. Исходя из этого, пришлось пересмотреть существующие на тот момент цели и задачи реставрации.
Возник рынок коллекционирования. Реставрация должна была считаться со вкусами хозяев, но такой подход был далёк от истинных целей реставрационной деятельности.
Большое влияние на ход реставрации оказал II Всероссийский съезд художников (1911-1912гг.) Съезд осудил поновительскую реставрацию и назвал её варварской и ненаучной. Истинная цель реставрации — поддержание без поновления подлинника, а не имитация восстановления древности. В докладах указывалось, что реставрация не должна быть суммой секретных приёмов. Это должен быть строго научный процесс, который документирован на каждой стадии. Участниками была высказана идея создания школы-мастерской при Академии Художеств или Училище барона Штиглица, в котором преподавали науку реставрации. Доклады и материалы съезда были опубликованы в 3-х томном труде.
Только в начале XX века сформировалось представление о реставрации как отдельной профессии.
После съезда, основной практикой ИАК и ИМАО, стала консервация. Академик архитектуры П.П. Покрышкин в 1915г. в книге "Краткие советы" рекомендует избегать реставрации памятников и ограничиться ремонтом. Реставратор не должен имитировать письмо оригинала. Реставратор должен отобрать необходимый минимум мер для сохранения памятника.
Археологические методы реставрации становится универсальными. Бенуа, Рерих, Грабарь выступают со статьями, где требовали пересмотреть реставрационную практику в Эрмитаже в 1915г. Постепенно определилась специфика реставрации как вида деятельности: это поиск средств и способов сохранения памятника на возможно длительный срок. Эти цели не входят в круг научных проблем ни археологии, ни искусствознания. Реставрация становится самостоятельной дисциплиной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.