Лекция №1. Философия как форма духовной жизни человека.
Человек как деятель преобразует природу, изменяет в своих интересах, познает её. Человеку как деятельному существо необходимо знать свои предельные… Умственные возможности.
Стремление ответить на общие предельного характера вопросы. Мировоззрение.
Жизненно-практическое мировоззрение(обыденное, массовое).
Складывается стихийно, базируется на здравом смысле, на повседневном опыте. Жизненная философия.Присущ большинству людей. На его формирование оказывают влияние: религиозные традиции, уровень образования культуры, характер профессиональной деятельности, образ жизни и т.д. Суть закрепляется в поговорках, пословицах. (Моя хата с краю, ничего не знаю)
Теоретический уровень.
Существует три основных формы мировоззрения:мифология, религия, философия.
Философия выросла из мифологии и тесно связана с религией.
Лекция 2. Античная философия.
1.
Философия возникла в Древней Греции.
В 6-м 5-м веках до новой эры сформировалось основное содержание, методы, цели и предмет, философские вопросы, которые вся последовательная человеческая мысль рассматривала как философские.
Причины:
Уникальные природные условия.
Демократический образ жизни.
Социально-культурная автономия различных городов полиса.
Рабовладельческий строй.
Контакты с другими народами.
Первая философская школа – Милетская.Представители: Фалес, Аноксинен, Аноксиман.
Искали первооснову мира. Ответ на вопрос «как возник мир, что лежит в его основе?». Первооснову называли «архэ».
Фалес считал первоосновой воду, Аноксимен – воздух. Аноксимандр – наиболее интересный философ периода, считал, что первоисточником является апейрон – вечное, качественно и количественно неопределённое, бесконечное и беспредельное первооснова мира. Из этого всё возникло, все состоит и в эту первооснову всё возвращается со временем. Мир не вечен, по разрушению возвращается в апейрон, из апейрона выделяется новый мир, смене миров нет конца. Апейрон порождает микроскопические элементы, из которых всё существует: и живое, и не живое. Поэтому после разрушения предмета, микрочастицы возвращаются в апейрон и в результате новых комбинаций образуют новые вещи, живые организмы и неживое тоже.
Впервые практически высказал мысль:
об атомарном строении вещества.
О законе сохранения материи.
Выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции других животных.
В лице Аноксимандра человечество сделало важный шаг в развитии абстрактного мышления, выработке абстрактных понятий.
Впервые доказал, что Земля не покоится на твёрдом основании, а находится в покое в воздухе и находится в покое потому что она равноудалена от всех других окружающих тел. Предвосхитил мысль о гравитационном взаимодействии тел.
Пифагор Самосский, школа -пифагориизьм. Поставил качественно новую задачу перед философией, наукой, человеческой мыслью. Признавал, что мир состоит из мельчайших частиц. Искал причины многообразия мира. Пришёл к выводу, что всё определяется количественными комбинациями этих веществ. Впервые стремился количественно выразить законы природы. Причина всего многообразия мира в различной количественной комбинации веществ. Поставил задачу, найти количественную закономерность этих комбинаций, развития и многообразия мира. А они выражаются числом. Писал « всё можно свести к «числу», везде можно найти количественную закономерность, «всё есть число»,
Многие считали, что число у Пифагора и есть некое первовещество. Сейчас есть такое же мнение.
Число у Пифагора не архэ, не субстанция, а выражает определённую количественную закономерность мира, различных его явлений. На это прямо в античности указывали ученики Пифагора.
«И многие эллины думают, будто Пифагор говорил, что всё рождается из числа. Нет. Пифагор говорил что всё возникает не из числа, а согласно числу.»
Поставил задачу, найти везде количественную закономерность и математически её выразить.
Гераклит.
Первоосновой мира считалогонь. Огонь подвижен, изменчив, наиболее подходящий. Интересен тем, что поставил новую задачу и пытался её решить. «Что… Ответил «в основе вечного, постоянного движения всего и вся лежит единство и… Представления вызвали в философии глубокий кризис. Если всё изменяется, если всё – процесс, то нет истины, нет ничего…
Лекция №3. Философия средневековья.
Становление средневековой философии происходило в условиях трёх… 1. Всеобъемлющий кризис Римской империи.
Лекция № 4
Философия Рене Декарта.
Философия нового времени, представлена именами Рене Декарта и Френсиса Бэкона. Эпоха утверждения и развития капитализма. Изменилась философия.
Главнейшей задачей было:
Осмыслить новое предназначениен науки.
Лекция № 5
Теория познания Иммануила Канта.
Кант центральной проблемой своей философии делает теорию познания, но прежде критически анализирует точки зрения своих предшественников империков и… Эмпиризм и рационализм ратовали за один из источников познания, за… Кант считает, что в действивтельности чувственность и рассудок – два совершенно разных источников знания, но только в…
Лекция № 6
Философия Гегеля.
Мир рационально устроен, поэтому он доступен начуному познанию. Познавательные способности человека безграничны.
Развивает идеи об активном творческом отношении человека к миру, и на этой… Гегельсчитает. Что недопустимо признавать чего-либо, что не составляет содержание сознания. ЧТО НИКАК С НИМ НЕ…
Лекция №7
Философия Чаадаева.
Философия возникает на довольно высоком этапе развития национальной культуры. Национальный опыт философствования представляет собой диалектику… Опыт национального ф. изначально универсален, так как через призму национально… Духовная предпосылка: высокий уровень духовности русской культуры, который был присущ ей на протяжении 10-18 веков. В…
Лекция №8
Проблемы бытия в философии.
2) Бытие как гарантия реального существования – линия Парменида
3) Материя как форма бытия.
Лекция № 9
Процесс самоорганизации системы.
Синергетический подход позволяет расссматривать материальные системы как формы адаптации системы к внешним условиям Поэтому можно сказть, что… Действием закона самоорганизации объясняетя направленный характер развимтия… Таким образом, чтобы понять основную причину действия самоорганизации нужно учесть важность в развитии всего…
Лекция №10
Философия культуры
2 виды и типы,
3современное состояние.