Новое время, 17 век. Рассвет философии.
Философия нового времени, представлена именами Рене Декарта и Френсиса Бэкона. Эпоха утверждения и развития капитализма. Изменилась философия.
Главнейшей задачей было:
Осмыслить новое предназначениен науки.
Найти новый метод познания мира
Преодолеть встречающиеся на пути познания противоречия.
Сложилось два основных направления.
Эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм: Бэкон, английский философ.
Эмпиризм – (опыт) исходит из того, что основные знания мы получаем из чувственного опыта. Разум систематизирует этот опыт и ничего новго в наши знания не приносит.
Тезис «Ничего нет в разуме, чего бы прежде не было в ощущениях».
Рационализм (Декарт).
Суть в том, что основным источником знаний признаёт разум. (рацио – разум, лат.) Чувственный опыт призван подтвердить истинный разум.
Философия Декарта.
1. Теория познания (гноссиология).
2. Учение о бытии. (онтология)
1.
Главным вопросом философии, считал Декарт, является вопрос о возможности достоверного знания и необходимого метода посредством которого это знание может быть получено. Решение этого вопроса Декарт начинает с сомнения, которое играет важную методическую роль. Заявляет, как же возможно достоверное знание, если во всём можно сомневаться? Что я существую, мир, Бог. Где основа, опираясь на которую можно получить достоверное знание?.
Заявляет, нельзя сомневаться в самом факте сомнения, а сомнение есть мышление. Следовательно основа, в которой нельзя сомневаться, являетсо мышлением.
Я мыслю, следовательно существую. – не рассуждение, а чистая интуиция ума. Опираясь на факт своего мышления, можем доказать своё существование. Мысль, какой бы она не была является высшей ценностью бытия, единственное измерение истины человеческого
Только сам факт нашего существования, как мыслящего существа очевиден и бесспорен. Таким образом, необъективный мир, воздействуя на наши органы чувств свидетельствует о своём существовании. А познающий субъект фактом своего мышления обосновывает существование мира, свидетельствует о его существовании. В этом отличие эмпиризма от рационализма.
В основе двух тезисов «обманываю, мыслю» лежит христианство. Оно признаёт, что в самой структуре человеческого сознания есть нечто, в чём нельзя сомневаться.
Доказывать или опровергать существование чего-либо можно только опираясь на факт собственной мысли. Факт мысли – единственное достоверное знание. Основу для сомнения у Декарта является исходной точкой для поиска истинного знания. Сомнение в достоверности всякого знания приводит к утверждению его возможности.
Черты интуиции: ясность, отчётливое представление о предмете, исключающая всякое сомнение.
Декарт сформулировал критерий истины знаний на этой основе.
«Ясность и отчётливость мышления является достаточным признаком истинности нашего знания». Таким образом, мышление – источник и критерий нашего знания.
Существует ли объективный мир и существует ли возможность познания нами этого мира?
Декарт вынужден был признать, что в сознании человека есть врождённые идеи, доопытные – это ещё не готовые истины, нечётко сформулированные признаки, а лишь задатки, предпосылки ума. К ним относятся аксиомы математики, законы логики, основные понятия бытия, основные понятия протяжённости пространства, чисел. Но важнейшей врождённой идеей является идея Бога, как совершенного существа, всемогущего творца мира. Идея Бога является врождённой, но в этом можно сомневаться.
Идея Бога врождённая, потому что она не мною произведена. Идея Бога является врождённой, потому что мы несовершенны. Об этом говорят сомнения, ошибки ума. Человек несовершенен, а несовершенное существо не может породить идею всесовершенства.
Таким образом, сам Бог вложил врождённые идеи в человеческую голову.
Если бы идею Бога породил я, то стал бы абсолютно совершенным существом, творцом мира, но это не так. Следовательно, не я создал идею Бога. Кто отвергает Бога – создателя, тот считает творцом мира самого себя.
Вера в Бога не только не противоречит познанию, но обосновывает его, делает его возможным. Если Бог создал чувственно воспринимаемый нами мир и наделил нас способностями познавать его, то значит и мир и наши способности познать его существуют в действительности. Бог гарантирует объективность мира и возможность его познания. В этом нельзя сомневаться, потому что Бог, как абсолютное совершенство не может нас обманывать.
Таким образом, из мыслящего Я выводится идея о Боге. Из идеи о Боге выводится бытие Бога. А из бытия Бога – реальность внешнего мира и возможность его познания. Возможно эти врождённые идеи мы находим в себе непосредственно при помощи интеллектуальной интуиции (высшая форма познания), а из этих врождённых идей постепенно выводится посредством дедукции все остальные знания. Дедукция – логический вывод с необходимостью, вытекающей из посылок, рассуждение от общего к частному, от большего к меньшему, опосредованное знание, но если истинами являются посылки, то вывод всегда будет истинным.
Пример:
Все студенты первого потока – отличники. Сопрунов студент первого потока лечфака. Вывод: Супрунов – отличник.
Необходимо выполнять 4 правила правильного размышления для достижения истины:
1. Правило очевидности. Заключается в том, что исходные основания должны быть ясны и отчётливы, не должны вызывать сомнения в их истинности.
2. Аналитическое правило. Необходимо расчленить сложные мысли на простые составляющие, которые интеллектуальная интуиция зафиксирует как истинные.
3. Правило синтеза – поэтапное движение от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. То есть продвижение от простого к сложному.
4. Полнота рассмотрения вопроса. В процессе рассуждения нельзя делать пропусков, нарушать последовательность.
Таким образом, соблюдение правил поможет приумножить знание, сохранить его достоверность.
Заблуждения обусловлены не нашим интеллектом, а обусловлены в результаты поспешных рассуждений, в результате доверия данным органам чувств. Зачастую человек руководствуется не стремлением познать истину, а получить пользу.
Идеалом Декарта является человек, сумевший преодолеть власть страстей, ориентацию на чувственное познание. Присущий людям разум лежит в основе единства человеческого рода, это делает возможным, понимание людьми друг друга. Делает возможным для однозначного восприятия всеми людьми истин науки. Благодаря разуму истинные знания становятся всеобщими и объективными.
Таким образом, у Декарта философия становится прежде всего гноссиологией, а не учением о бытии как это было прежде. Декарт уверен в безграничных возможностях человеческого ума, ему всё подвластно он всё может узнать. Глубоко в этом убеждён и не видит препятствий на пути к познанию, все препятствия к которому преодолимысилой человеческого разума.
Таким образом, Декарт стремился обосновать возможность достижения истинного знания. Разработал метод познания и сформулировал основные правила, следуя которым, любой человек может приобрести истинные знания.
2.Учение о бытии.
Центральным понятием учения о бытии является понятие «субствнция».
Субстанция – то что является основой бытия, то что причину своего существования имеет в себе и ни в чём другом, кроме самого себя не нуждается. В этом смысле подлинной субстанцией у Декарта является Бог - абсолютно духовное и безличное начало, первопричина творец мира, сообщил миру его законы, которые со времени творения действуют самостоятельно без участия Бога. Бог –перводвигатель, источник любого движения, заложил при создании определённое количество энергии и движения. Декарт сформулировал важнейшие законы сохранения материи и движения, восходящих к метафизическому предположению о первоначальном толчке, которые задал Бог миру. Бог как несотворённая субстанция создает две сотворённые субстанции. – противоречие.
Использовал два понятия, сотворённая и несотворённая субстанция.
…субстанции, которые зависят от Бога. Ими являются: материалистическая субстанция, духовная субстанция. Дуалистическая философия.
Материальная субстанция обладает одним атрибутом, главным свойством, протяжённостью. Духовная обладает мышлением. Декарт разделил сотворённый мир на два рода субстанций, которые совершенно независимы друг от друга, самодостаточны, поэтому Декарт признавая Бога как творца и перводвигателя мира, пришёл к выводу, что он больше не вмешивается в этот мир и чудеса невозможны.
Основными проявлениями (модусами) мышления являются : впечатление, воображение, желания, чувства.
Пространства: фигура, расположение, движение. Остальное – вторичные свойства, объективно не существуют, представляют собой реакцию нервной системы на воздействие физического мира. Из всех чувственных качеств, объективно присущи материальному миру лишь протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя – беспредельное и однородное пространство, бесконечно делимое и совершенно лишёное пустот, каждая частица материи – совершенно инертная и пассивная масса. Движение есть – но оно результат толчка одного предмета на другой. Любые формы жизни кроме человеческой – частные случаи механического движения, как результат внешнего толчка. Все события обусловленны столкновением частиц, движущихся одна против другой. Природа – воплощение материальной субстанции, протяжнной, мёртвой и бездушной. Человек – единство материально и духовной субстанций (тело – душа).
Из растительного и животного мира природы исключается всякое живое начало. Все живые тела за исключением человека – простые механизмы, автоматы, машины разной степени сложности. Происходит радикальная трансформация концепции природы. Рньше она считалась матерью, сейчас – бездушна. А человек и Бог оказываются ей абсолютно противоположны, чуждыми природному миру.
Таким образом, Декарт и в человеке резко разделил дух и материю.
Встала задача, как взаимодействуют между собой две субстанции?
Сам Бог согласовывает взаимодействие души и тела.
Тело человека материально, действует рефлекторно как механизм. Механистическое представление о природе основ для перехода от теории к практической переделке мира в соответствии с законами механики. Декарт создал программу и обосновал возможность и неизбежность такого преобразования.
Место космоса, живого и прекрасного, одухотворённого.
Новая концепция; однородная бесцветная пассивная мёртвая и бездушная машина, заведённая творцом, работающая как часы и отданная во власть человеку.
Именно с Декарта окончательно утвердилась так называемое субъект-объектное отношение к миру, при котором человек воспринимается не как часть природы а как её основание и цель. Он противостоит природе, а природа ему отдана в услужение.
Карамзин сформулировал суть философии Декарта «Декарт, который всех животных кроме человека представлял машинами не мог слушать соловьёв, потому что нежная трель соловья, трогая его душу, опровергает его систему».
Все физиологические процессы в организме человека рассматривались исключительно как механические и потому трактовались упрощенно. Например воспаление – трение застоявшейся крови в сосуде. Образование тепла – трение об стенки сосудов.
Когда люди уподоблены машинам, врачи превращаются в механиков, стремящихся резделить тело на составные части. Это позволяет опредеолить природу, пропорции и функии каждого элемента, каждой части человеческого тела. Следствием этого явилась дифференциация медицинских наук.
Когда власть над человеком перешла к узким специалистам, не стало врачей, умеющих лечить человека в целом.
Механистический подход целиком ориентирован на ходство всех людей и упускает из виду то, что делает их разными и неповторимыми, забывается специфика людей их состояния, болезни, лечения, здоровья. Достоинство: вызвало в жизнь массовое здравоохранение, массовую медицину.
Механический подход упускал, что существует собственный потенциал сохранения здоровья и излечения.
Многие направления традиционного здравоохранения, такие как натуротерапия, гомеопатия, фитотерапия были осмеяны и возведены к статусу знахарства.
Врачи утратили понимание своих пациентов, как реальных людей. Вело к утрате чувства милосердия, сострадания, долга. Это привело к возникновению ятрогенных заболеваний.
Сегодня ятрогенез – наиболее распространённая причина смертельных заболеваний. Более 20 % приобретают.)
Механистическое представление о человеческом теле лежит в основе современной концепции трансплантации органов.
Механистическая картина мира и сегодня является господствующей и в медицине.
.