Конспект лекций по предмету "Философия"


Понятие о человеческой индивидуальности.

Понятие личности имеет междисциплинарный статус.
1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) – это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений.
2. психологический аспект
В психологии личность – это то начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
3. социологический аспект
Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена той или иной социальной общности. Личность формируется в процессе социализации и проявляет себя в исполнении определённых социальных функций (социальных ролей) на основе социального статуса.
4. философский аспект
Личность – это отдельное и самостоятельное, духовно активное бытие, определяющее себя через соотнесение с бытием как таковым (с Богом), а также с природой и обществом.
Специфические признаки личности (согласно точке зрения Э.Ю. Соловьёва):
1. наличие самосознания и автономии (самозаконности)
Индивид в качестве личности способен самостоятельно формулировать свои внутренние принципы – максимы, правила поведения, а также способен строго следовать им, т.е. индивид в качестве личности способен воплотить в поступке единство воли и убеждения.
2. Личность способна нести ответственность за свой персональный облик
3. Личность обладает способностью иметь общественную ценность, значимость, которая основана на моральной самозаконности.
В историческом плане становление личности тесно связано с процессом социальной дифференциации, т.е. с процессом расчленения социального целого на взаимосвязанные элементы. Социальная дифференциация находит своё выражение в усложнении социальной структуры общества.
Социальная структура общества – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (между социальными группами).
Социальная группа – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.
Социальные группы всегда складываются в рамках исторически определённого общества.
Предпосылки для автономизации (обособления) личности создают усложнение и дифференциация общественной деятельности.
Маркс, Энгельс: «В ходе исторического развития вследствие того, что при разделении труда общественные отношения неизбежно превращаются в нечто самостоятельное, появляется различие между жизнью каждого индивида, поскольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или иной отрасли труда и связанным с ней условиям».
В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине (община предполагает кровно-родственные связи). Для ранних стадий истории характерны численно небольшие, устойчивые общности (род, племя, семья), обеспечивавшие производство средств существования человека, воспроизводство самого человека, а также совместное противостояние силам природы.
Традиционное общество. Происходит дальнейшее развитие социальной дифференциации, появляются новые виды социальных общностей (классы, касты, сословия, народности). Степень самостоятельности индивида по отношению к социальной общности является минимальной. Принадлежность к сословию или к касте, как правило, формирует и определяет самосознание индивида.
В каком виде в традиционном обществе проявляется автономия личности в рамках сословия?
Индустриальное общество. Происходит разрушение сословных рамок и дальнейшая социальная дифференциация. В числе возникающих больших социальных групп – классы нового исторического типа, а также новая этническая общность – нация. Быстрыми темпами идёт выделение индивида (в том числе в самосознании) из социальных групп на основе развития личных прав и обязанностей. Именно в индустриальном обществе утверждается идея формального равенства всех перед законом, а также идея о том, что отдельный человек не есть лишь средство достижения общественных целей, но является самоцелью.
Постиндустриальное (информационное) общество.Здесь развитие социального целого значительно (напрямую) зависит от личностного развития индивидов.
Постиндустриальное общество – это реальность или очередная гуманистическая утопия?
В.С. Барулин. Вхождение индивида в социальную общность раскрывается через следующие понятия:
1. Социальное созидание – каждый человек является создателем ряда социальных общностей.
2. Социальная принадлежность – означает конкретные характеристики индивида, благодаря которым он является членом той или иной социальной общности.
Понятие социальной принадлежности охватывает:
· процессы и способы сохранения или утраты тех качеств человека,
которые объединяют его с данной социальной общностью
· усвоение индивидом целей, интересов, ценностей определённой
общности, преобразование этих интересов и ценностей в свои собственные, а также реализацию человеком собственных жизненных целей и программ при помощи той или иной общности.
Социальная принадлежность предполагает избирательное отношение индивида к общности.
3. Социальная идентификация – это активное стремление человека к обретению того или иного социального статуса, связанного с принадлежностью к определённой общности. Например: принято считать, что человек не выбирает и не созидает нацию, а только принадлежит к ней по факту рождения и воспитания. Существует позиция, согласно которой нация – это результат сознательных человеческих стремлений (Геллнер «Нации и национализм»).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.