1. Человек – индивид – личность: определение понятий.
2. Становление личности и опредмечивание её духовности.
Наличие человека является главным условием существования общества. История общества – это история развития человеческой жизнедеятельности. В общефилософском смысле человек – это существо одновременно природное, социальное и духовное. Человек представляет собой единство этих трех начал. Единичного представителя человеческого рода называют индивид. Каждый ли человек является личностью, можно ли поставить знак равенства между этими понятиями?
Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актер древнего театра, затем оно стало обозначать самого актера и его роль в представлении. Со временем этот термин стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни, и, наконец, сложилось научное понятие о личности как о сознательном индивиде, который занимает определенное место в обществе и выполняет определенные общественные функции.
Таким образом, когда говорят о личности, то имеют в виду социальные качества, которые человек приобретает во взаимоотношениях с обществом.
Каждая личность сугубо индивидуальна, т.е. непохожа на других, хоть и имеет некоторые типические черты. Под индивидуальностью понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Здесь имеют в виду его задатки, способности, характер, манеру говорить, держаться на людях. Большое влияние на формирование индивидуальности оказывают генетические наследственные факторы. Индивидуальность делает каждую личность уникальной, неповторимой, самобытной.
Человек как личность формируется в обществе. Вместе с тем человек преобразует и общество. С приходом каждого нового поколения возникают проблемы его приобщения к жизни. Этот процесс включения индивида в деятельность различных социальных коллективов и общностей называется процессом социализации личности. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социальных и моральных норм, культурных ценностей, навыков практической деятельности, конкретных знаний. В процессе социализации можно выделить две фазы.
Первая фаза связана с адаптацией или приспособлением к существующим условиям. Адаптация начинается сразу после рождения человека. Ребенок достаточно легко адаптируется к той среде, в которой растет. Однако адаптация характерна не только для раннего возраста. Проблема адаптации возникает всякий раз, когда человек попадает в новые условия: меняет место жительства, работу, приходит учиться в вуз, попадает в новую компанию.
Другая фаза социализации индивида – это интериоризация, т.е. усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения.
Интериоризация становится доминирующей в процессе социализации личности в юношеском возрасте, когда идет активное становление личности, формирование мировоззрения.
Целью социализации является приобщение индивида к определенному социальному пространству, миру повседневности, чтобы человек умел общаться с другими людьми и чувствовал себя уверенно в том обществе, в котором живет.
В процессе социализации участвуют практически все социальные институты и организации: государство, семья, школа, искусство.
Цель социализации индивида – доведение до его сознания меры дозволенного, т.е. индивиду показываются те границы, в которые должно укладываться его поведение в обществе и отношение к нему. Социализация учит не профессиональному мастерству и не профессиональному знанию, а способности жить в обществе.
Оборотной стороной социализации может стать появление в обществе в массовых масштабах конформистов, т.е. людей, способных адаптироваться к любому социально-политическому режиму.
Жесткая система социализации личности содержит в себе угрозу деперсонализации. В таких условиях личность становится послушным орудием, которым могут манипулировать различные политические деятели в своих интересах. Такая личность растворяется в толпе, каждый человек научается думать как все, говорить как все, поступать как все. В философии экзистенциализма это состояние человеческой жизни было названо неподлинным существованием.
Итак, процесс социализации личности означает включение человека в общество, распредмечивание наличного общественного бытия, интериоризацию, но с другой стороны, само общество представляет собой результат человеческого труда, продукт его жизнедеятельности.
Любой материальный предмет в обществе является продуктом человеческой деятельности. Благодаря своему труду человек как бы умножает свое бытие в продуктах своей жизнедеятельности, т.е. он существует не только сам по себе, но и в предметах своего труда.
С другой стороны, благодаря включенности в человеческую деятельность и сами вещи меняют свое существование. Они перестают быть просто природными, материальными вещами, обладающими физическими и химическими свойствами, но они приобретают социальную значимость, становясь средством удовлетворения потребностей человека, достижения ими своих целей.
Человек создает не только материальные блага. Продуктами его творения являются также духовные ценности, организационно-управленческие структуры и самые разнообразные отношения, т.е. вся общественная жизнь во всем разнообразии. Так как вся общественная жизнь – это результат человеческой деятельности, она является реализацией, опредмечиванием творческих возможностей человека.
В труде человек не только изменяет то, что дано природой, но и осуществляет свои сознательные цели. В этом отношении созданный человеком предмет является материализацией, воплощением его идеально заданной цели. В процессе труда материализуется не только идеальная цель, но и вся совокупность знаний и навыков, весь духовный мир личности.
Опредмечивание, экстериоризация духовного мира человека происходит не только в сфере материального производства, но в любой деятельности. Таким образом, человек воплощает себя в мире, обществе через свою деятельность.
Деятельность человека выступает связующим звеном между человеком и обществом. В деятельности происходит интериоризация, распредмечивание общественно значимых смыслов и осуществляется процесс социализации, и через деятельность человек материализует свою духовность, воплощается в обществе.
[1] Первая форма – позитивизм О. Конта, Г. Спенсера и Д. С. Милля, ориентированный на позитивные (положительные науки, вторая форма связана с именами австрийского физика Э. Маха и швейцарского философа Р. Авенариуса, отказавшихся от каких бы то ни было материальных элементов и фактически возродивших субъективный идеализм Д. Беркли.
[2] Впервые слово «торсионный» было использовано французским математиком Эли Картаном в работе, опубликованной в докладах Французской академии наук в 1913 г. Он был первым человеком, который совершенно определённо сказал: «В природе должны существовать поля, порождающиеся вращением». А вращение есть везде: планеты вращаются вокруг Солнца, ядро атома – вокруг своей оси, а вокруг ядра вращаются электроны. И поскольку на английском языке «вращать» – «torsion», то поля стали назвать «torsion fields» – торсионные поля.